Выступление на методическом объединение учителей истории и обществознания по теме:
« Реализация программы по истории и обществознанию «Одарённые дети»».
Добрый день, уважаемые коллеги! Поздравляю вас с началом учебного года.
А сейчас вашему вниманию я бы хотела представить вам результаты своей работы по реализации программы по истории и обществознанию «Одарённые дети».
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования является, развитие системы поддержки талантливых детей. «Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения». Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха».
Цель программы: создание системы деятельности учителя истории и обществознания по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.
Основные задачи:
1. Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
3. Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;
4. Совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
5. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка;
6. Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
Формы работы с одаренными учащимися по истории и обществознанию:
Работа с одарёнными детьми ведется мной по нескольким направлениям:
1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания.
Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Направления работы с одарёнными детьми отличаются от остальных.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
2.Метод проектов
Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.
3. Внеклассная работа (предметные мероприятия, подготовка к государственной итоговой аттестации, предметным олимпиадам)
Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особое значение придаю подготовке к предметным олимпиадам.
Индивидуальные и коллективные занятия также я провожу с учащимися, сдающими государственный экзамен по обществознанию в 9 классе, оказываю им консультативную помощь.
4. Применение инновационных технологий в преподавании истории и обществознании.
Этапы реализации программы «Одаренные дети» 2016-2017 учебный год – проектировочный
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися по истории и обществознанию.
2017-2018 учебный год – экспериментальный
Цель:
апробация системы работы с одаренными учащимися.
2018-2019 – переход в режим функционирования
Цель:
Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
При правильном выборе содержания и форм обучения и совпадении их с интересами ученика удастся увеличить интерес к познаваемому предмету.
При умелом сочетании темпа, ритма, сложности обучения с возможностями ученика, имеющего стойкий интерес к познаваемому материалу, учитель помогает ему стать успешным, повышает уровень самооценки, даёт возможность самореализации. Практика показывает, что успешное изучение истории в школе практически невозможно без развития познавательного интереса учащихся, а это, в свою очередь, требует привлечения ярких фактов и, главное, привлечения активных форм проведения уроков. Кроме этого, история - неповторимый и достаточно своеобразный предмет. И именно это своеобразие заставило меня обратить пристальное внимание на развитие и реализации данной программы.