Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе
Человек XXI века
- Способность постоянно учиться
- Самостоятельно находить и применять нужную информацию
- Работать в команде
- Предприимчивость
- Самостоятельность
- Ответственность
- Коммуникабельность
- Способность видеть и решать проблемы автономно
Системно-деятельностный подход
Ученика
научить учиться
Учителя
научить учить
Обеспечивает формирование готовности
к саморазвитию и непрерывному обучению
3
Учитель - Ученик
Позиция учителя
Позиция ученика
к классу не с ответом, а с вопросом.
активное познание мира в специально организованных условиях.
Проблемно-диалогический урок
1.Постановка проблемы: - «С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)»
2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»
3. Поиск решения: «По тексту определите …»
4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»
Традиционный взгляд на урок
1 . Дом.задание: «Перескажи…»
2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …»
3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»
4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»
САША
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому ,
и я научусь!
Так учили
СДП
1. Учитель проверяет Д/з. Ученик «выучил – пересказал».
1 .Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся.
2. Учитель объявляет новую тему.
2. Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос.
3. Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»).
3. Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем , в учебнике).
4. Учитель проверяет, как поняли «повтори!».
4. Ученики делают вывод по теме.
3
Не надо давать рыбу, надо научить
ловить ее.
Проблемно-диалогический урок
1.Постановка проблемы: - «С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)»
2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»
3. Поиск решения: «По тексту определите …»
4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»
Продуктивные задания – главное средство
За что Петра I называли «великим»?
Перескажи текст о Петре I
=
Почему корабли сделанные из железа не тонут?
Перечисли основные свойства воды.
=
Решению продуктивных задач надо учить:
- Осмысли задание (что надо сделать?)
- Найди нужную информацию (текст, рис…)
- Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
- Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
- Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
3
Тема урока:
«Площадь прямоугольника»
Проблематизация на уроке
9 см
7
см
36 см 2
?
?
Составление плана и работа на уроке по плану
Решение проблемы Шарика
Тренировка в лёгком способе
Вспоминаем, свойства прямоугольника
Вспоминаем, что такое прямоугольник
Выявление лёгкого способа
Нахождение площади прямоугольника разными способами
Вспоминаем, что такое прямоугольник
Решение проблемы Шарика
Тренировка в лёгком способе
Вспоминаем, свойства прямоугольника
Выявление лёгкого способа
Нахождение площади прямоугольника разными способами
Вспоминаем, что такое прямоугольник
Вспоминаем, свойства прямоугольника
Решение проблемы Шарика
Тренировка в лёгком способе
Выявление лёгкого способа
Нахождение площади прямоугольника разными способами
Вспоминаем, что такое прямоугольник
Вспоминаем, свойства прямоугольника
Нахождение площади прямоугольника разными способами
Решение проблемы Шарика
Тренировка в лёгком способе
Выявление лёгкого способа
Вспоминаем, что такое прямоугольник
Вспоминаем, свойства прямоугольника
Нахождение площади прямоугольника разными способами
Выявление лёгкого способа
Решение проблемы Шарика
Тренировка в лёгком способе
Вспоминаем, что такое прямоугольник
Вспоминаем, свойства прямоугольника
Нахождение площади прямоугольника разными способами
Выявление лёгкого способа
Тренировка в лёгком способе
Решение проблемы Шарика
Самостоятельная работа и самооценка на уроке
Иванова
Фамилия __________
Мои достижения за урок:
опреде-ление 1
опреде-ление 2
сам. работа
итого
отметка
Фамилия ____________
Определение 1
Прямоугольник — это _____________________, у которого все углы ____________________.
У прямоугольника _________________________ стороны _________________.
Иванова
ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК
ПРЯМЫЕ
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ
РАВНЫ
Иванова
Фамилия _______________________
Мои достижения за урок:
опреде-ление 1
опреде-ление 2
сам. работа
итого
отметка
4
_____ Иванова _ _______
Фамилия __________________________
Определение 2
Чтобы найти _________________ прямоугольника, нужно измерить _____________ и ______________ ,
а потом вычислить _______________
этих чисел.
ПЛОЩАДЬ
ДЛИНУ
ШИРИНУ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Иванова
Фамилия ______
Мои достижения за урок:
опреде-ление 1
опреде-ление 2
сам. работа
итого
отметка
4
4
- Фамилия _________________________________
- Задачи (запишите решение)
- Длина прямоугольника 8 см, а ширина 4 см. Найдите ПЛОЩАДЬ фигуры. ___________________________________________
- Ширина прямоугольника 2 см, а длина 9 см. Чему равна ПЛОЩАДЬ фигуры? __________________________________________
- Ширина прямоугольника 5 см, а длина 7 см. Чему равна ПЛОЩАДЬ фигуры? __________________________________________
- Длина прямоугольника 6 см, а ширина 5 см. Найдите ПЛОЩАДЬ фигуры. ___________________________________________
- Длина прямоугольника 10 см, а ширина 7 см. Чему равен ПЕРИМЕТР фигуры? ______________________________________
Иванова
Фамилия ________
Мои достижения за урок:
опреде-ление 1
опреде-ление 2
сам. работа
итого
отметка
4
4
5
Иванова
Фамилия ______
Мои достижения за урок:
опреде-ление 1
опреде-ление 2
сам. работа
итого
отметка
3
2
3
7
13 баллов – 5
12 – 10 баллов – 4
9 – 6 баллов - 3
Иванова
Фамилия _______________________
Мои достижения за урок:
опреде-ление 1
опреде-ление 2
сам. работа
итого
отметка
3
2
3
7
3
«Простой учитель излагает .
Хороший учитель объясняет .
Выдающийся учитель показывает .
Великий учитель вдохновляет ».
Уильям Уорд .