Ребенок с РАС среди нас.
Ежегодно с 2008 года 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Главная цель этой даты — подчеркнуть необходимость помогать людям с таким диагнозом и повышать уровень их жизни.
Аутизм - это общее расстройство развития, которое характеризуется непереносимостью обычных человеческих нагрузок (всё воспринимается слишком сильно и ярко), особенно близкого контакта с другим человеком, и слабостью чувства Я. При этом дети с таким диагнозом, на самом деле, отнюдь не отворачиваются от окружающего мира - желание общаться и быть понятыми, как правило, у них еще больше, чем у обычных детей.
В мире насчитывается более 70 млн. человек с аутизмом, при этом у мальчиков РАС диагностируется почти в пять раз чаще, чем у девочек. Число людей, страдающих РАС, стремительно растет.
Вы можете встретить людей с аутизмом на улице, в общественном транспорте, в магазине, a ваши дети могут учиться с таким ребенком в одной школе или ходить в один детский сад. У детей с РАС может проявляться проблемное поведение: истерики, агрессия по отношению к себе, другим, или к окружающим предметам; размахивания руками, прыжки, раскачивания, постукивания, издавание громких звуков, манипуляция с опасными предметами.
Если вы видите сильную истерику у чужого ребёнка, не спешите с выводами о плохом воспитании. Она может быть следствием специфических трудностей при аутизме. Что же делать? Ни в коем случае не критиковать родителей и ребенка, не давать ребёнку сладости или игрушки, не говорить ребёнку, что заберёте его, не возмущаться, привлекая внимание других или давать советы и задавать лишние вопросы родителям. Если хотите помочь, то продемонстрируйте спокойное поведение, предложите свою помощь родителям, по возможности успокойте других прохожих, ограждая ребёнка от излишнего внимания.
Иногда ребенок с РАС может делать определенные повторяющиеся движения или вести себя странно, например, раскачиваться, трясти кистями рук, принимать странные позы, издавать повторяющиеся звуки. Для него такое поведение - это способ регуляции своего состояния, и это не опасно. Часто люди с аутизмом знают, что это необычное поведение, но не могут его остановить. Лучше попытаться не обращать внимания на эти моменты. Не стоит судить людей с необычным поведением.
Дети с расстройстовом аутистического спектра могут быть очень чувствительны к различным ощущениям, получаемым от органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, равновесие и восприятие собственного тела). Например, нахождение в местах большого скопления людей может вызывать у них сильный стресс и даже физическую боль, становясь причиной поведенческих трудностей. Но это не значит, что они невоспитанные или агрессивные, окружающим следует проявить терпение и понимание.
Дети с РАС нуждаются в принятии и общении. Далеко не у всех нарушена речь. Если ребенок в спокойном, уравновешенном состоянии, тогда не бойтесь контакта с ним: улыбнитесь, поздоровайтесь. Дружелюбная интонация понятна всем. Для аутичных детей не всегда понятны такие средства общения, как мимика, шутка, устойчивые выражения и поговорки. Поэтому общаясь с ними, нужно быть доброжелательным, говорить прямо, четко и последовательно. Не стоит ожидать зрительного контакта, не все аутисты смотрят в глаза. Не говорите слишком громко и не кричите, это очень болезненно для них. До ребенка с аутизмом ни в коем случае нельзя дотрагиваться, если он сам об этом не попросит. Если вы хотите пожать руку, сначала спросите разрешения. В противном случае нежелательное прикосновение может вызвать перегрузку по тактильному каналу. Тогда у человека будет срыв.
Аутизм это не болезнь. Его невозможно вылечить, но можно и нужно помочь этим детям адаптироваться к социальной среде и не чувствовать себя лишними в этом большом мире.