РЕБЕНОК С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Термин «задержка» подчеркивает временной характер (несоответствие психического развития ребенка его паспортному возрасту) и вместе с тем, временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для воспитания и обучения этих детей.
Основной причиной отставания являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном, при родовом или раннем периоде жизни ребенка, а в некоторых случаях и генетически обусловленная недостаточность ЦНС и ее основного отдела – головного мозга; интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т.п., которые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения . Неблагоприятные условия воспитания, дефицит информации и т.п., усугубляют отставание в развитии, но не представляют собой единственную или хотя бы основную причину.
ЗПР является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.
Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада 6-7лет или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, т.к. этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.
В медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности.
Основные клинические проявления
- замедленный темп психического развития,
- личностная незрелость,
- негрубые нарушения познавательной деятельности.
- энцефалопатические синдромы – гиперактивность, тревога, агрессия.
Эти длительно текущие астенические состояния представляют собой наиболее легкие формы.
В основе первичное нарушение темпа формирования эмоционально-волевой регуляции.
Для них характерны: низкая работоспособность, быстрая истощаемость, аритмия памяти, внимания.
Эти особенности не могут не влиять негативным образом на обучаемость детей.
Существует дефектная первооснова для развития и интеллектуальной, и эмоционально-волевой сферы, а также для нейрофизиологического и соматического развития), представляет наиболее тяжелую ее форму.
Обучаемость этих детей, безусловно, в значительной степени снижена.
- конституционального происхождения;
- соматогенного происхождения;
- психогенного происхождения;
- цереброастенического (церебрально-органического) происхождения.
Все варианты ЗПР отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма; характером нейродинамических расстройств.
Для этих детей характерно:
- эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста.
- преобладание эмоциональной мотивации поведения,
- повышенный фон настроения,
- непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости,
- легкая внушаемость.
- громкое выражение гнева,
- легко аффектируется, также легко переходит на смех,
- его совсем нетрудно «подбить» на какой-либо проступок.
- затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов.
Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения:
- хроническими инфекциями;
- аллергическими состояниями;
- врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);
- детскими неврозами;
- астеническими состояниями.
Для этих детей характерны:
- неуверенность, боязливость, связанные с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.
- такие дети – «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные отношения.
- родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и ставит его в соответствие условия.
- эти дети требуют санаторных условий, отдыха, сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения.
- Прогноз таких детей зависит от их состояния здоровья.
Формирование этого типа задержки связано с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.
Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития
- У детей с таким вариантом отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.
- Этот вариант задержки встречается наиболее часто и нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития.
- Изучение анамнеза с этим типом задержки в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах.
Функции
Навыки самообслуживания и гигиены
Ребенок с ЗПР
Ребенок с нормальным темпом развития
Неряшлив, постоянно требуется посторонняя помощь, путает обувь, неправильно одевает рубашку, не выворачивает одежду, не застегивает пуговицы. Гигиенические навыки сформированы недостаточно по возрасту.
Игровая деятельность
Одевается самостоятельно, правильно, внешне опрятный. Гигиенические навыки сформированы по возрасту.
Внимание
Не организована, часто носит хаотический двигательный характер, не умеет играть совместно с другими детьми. Отбирает и бросает игрушки. На организованных занятиях не проявляет интереса.
Память
Признаки дефицита внимания, рассеянность, низкая концентрация, переключаемость, высокая отвлекаемость низкий объем внимания.
Игровая деятельность по возрасту. Совместная игра, проявляется сюжет, игра достаточно длительно. Ребенок погружен в игру, эмоционально переживает игровые моменты. На организованных занятиях сосредоточен на выполнении задания, заинтересован в успехе.
Достаточная степень сосредоточения на объекте, легко переключается, объем достаточный, не отвлекается.
Низкий объем, трудности при запоминании и воспроизведении информации.
Речь
Легко запоминает небольшие объёмы информации, хорошо воспроизводит
Многочисленные логопедические проблемы, небольшой активный и пассивный словарь. Трудности при составлении связного рассказа.
Координация и мелкая моторика
С интересом запоминает новые слова, активно использует речь в общении. Проблемы произношения возрастного характера.
Неуклюжий, часто падает, стукается. Мелкая моторика сформирована на низком уровне.
Эмоциональный фон
Равновесие и координация движений сформированы. Выполняет на занятиях правильно с интересом поделки, нравится писать прописи.
Неустойчивый, легко переходить от смеха к слезам, контроль эмоций отсутствует
Уравновешен. Умеет сдерживать негативные эмоции, Общий фон адекватен ситуации.
- не вписывается в атмосферу класса и отличается наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью,
- часто конфликтует со сверстниками,
- не воспринимает и не выполняет школьных требований,
- прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности,
- хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) этим детям недоступны и вызывают страх или отказ играть.
- не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
- информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций.
- словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
- низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
- Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.
- ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность, как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность .
Аня, учащаяся 1 класса, 8 лет. Девочка внешне опрятна, с возрастным дефицитом массы и роста, в движениях скованна, редко улыбается, тяжело переживает неудачи, скованность мышц лица, что более проявляется при волнении. На контакт с психологом идет достаточно охотно, ориентирована на совместную деятельность, но самостоятельность проявляет только при активной стимуляции. Радуется, когда задание выполняет правильно, но при этом эмоции скудны. Темп выполнения достаточно медленный, удлиненный период врабатывания, быстро утомляется, что проявляется в повышении количества ошибок. Мотивация значительная. Отказа от выполнения деятельности нет, но может заплакать, когда что-нибудь не получается, при этом ребенка можно успокоить и направить на выполнение задания. Степень сосредоточения на выполнении задания высокая. До начала выполнения задания необходимо несколько раз объяснить ход выполнения, но связано это, прежде всего с неуверенностью ребенка. Девочка не переспрашивает инструкцию, ждет объяснений от преподавателя. Уровень работоспособности низкий, легко истощаема, но при этом мало отвлекается. Длительность продуктивной и целенаправленной деятельности зависит от сложности задания и составляет от 10 до 15 минут. Эмоциональный фон неустойчивый, легко начинает плакать. Внимание с достаточно высокой степенью сосредоточения на выполнении задания, но низкая степень переключения и распределения, прямая связь устойчивости внимания и объема стимульного материала.
Проявляется значительная неуклюжесть в движениях, ограничена в пространстве, неуклюжесть проявляется особенно на перемене, когда дети двигательно активны. Отсутствует ритмичность и координированность сложных движений. Мелкая моторика развивается медленно, но девочка очень любит рисовать.
Владислав, 8лет, учащийся 1 класса.
В контакт вступает охотно, болтлив, крайне неусидчив, инициативы и заинтересованности при выполнении заданий не проявляет. Чаще на вопросы отвечает односложно и не по существу. Отвлекается на малейшие раздражители.
В пространстве и времени ориентирован. Запас знаний об окружающем крайне ограничен.
Задания по образцу выполняет медленно с большим количеством ошибок, самостоятельно не замечает допущенных ошибок, при указании на ошибку, часто оставляет ее без исправления. Некоторые инструкции приходиться повторят неоднократно. Объем памяти низкий, для запоминания материала необходимо многократное повторение, быстро забывает изученный материал. Определяется выраженное снижение слуховой памяти.
Уровень развития логического мышления очень низкий. Затруднения вызывают задания на выделение существенных и второстепенных признаков, классификация предметов, обобщение, установление закономерностей. При выполнении сложных заданий, не понимая смысла, начинает отвлекаться, мешать одноклассникам, часто выкрикивает на занятиях. Поведение временами неадекватное, может залезть под стол, петь песни, хихикать.
Словарный запас снижен относительно возрастных норм, дефекты произношения. Домашним чтением занимается недостаточно. Пишет неаккуратно, с большим количеством ошибок. Читает очень медленно.
Эмоциональный фон неустойчив, импульсивен, предпочитает шумные, агрессивные игры на перемене. На замечания реагирует на короткое время.
Не умеет самостоятельно организовывать и контролировать игровую и учебную деятельность.
Глеб, 11 лет, учащийся 4 класса коррекционно-развивающего обучения ( VII вида)
В контакт вступает крайне неохотно, часто отвечает на вопросы невпопад, выявляется эхолалия. В пространстве и времени ориентирован. Запас знаний об окружающем очень ограничен. На многие вопросы отказывается отвечать, просится домой.
Задания по образцу выполняет медленно, самостоятельно не замечает допущенных ошибок, при указании на ошибку, часто оставляет ее без исправления. Некоторые инструкции приходиться повторять неоднократно, постоянно отвлекается, крайне неусидчив. Быстро истощается, начинает плакать. Очень капризен.
Объем памяти очень низкий, для запоминания материала необходимо многократное повторение, быстро забывает изученный материал. Определяется выраженное снижение слуховой и зрительной памяти.
Уровень развития логического мышления низкий. Затруднения вызывают задания на классификацию предметов, обобщение, установление закономерностей. При выполнении сложных заданий, не понимая смысла, начинает отвлекаться, постоянно выкрикивает на занятиях, задания выполняет с трудом, часто не заканчивая их.
Словарный запас снижен относительно возрастных норм. Домашним чтением занимается недостаточно. Испытывает страх перед письменными работами. Сразу начинает плакать, говорит, что у него не получится, при этом даже не пытается начать выполнение задания. Пишет неаккуратно, с большим количеством ошибок. Читает медленно. Мелкая моторика не развита, неправильно держит ручку, не умеет пользоваться ножницами.
Эмоциональный фон неустойчив, импульсивен, плаксив. Фон настроения постоянно снижен. На замечания реагирует на короткое время. Поведение на уроках неадекватное: встает, ходит по классу, постоянно выкрикивает на занятиях, плачет, мешает вести урок учителю. С одноклассниками не общается, сторонится шумных игр, легко начинает плакать, капризничать, если чем-то недоволен. Испытывает страх перед новыми заданиями, новыми людьми. Не любит отвечать на уроке, часто просто отказывается выходить к доске. Мотивация к учению отсутствует.
Не умеет самостоятельно организовывать и контролировать игровую и учебную деятельность.