Ребенок с ЗПР в неспециализированном детском саду.
Детей с не сильно выраженными основами интеллектуальной недостаточности, которая наиболее заметно начинает бросаться в глаза, когда они поступают в общеобразовательные школы, специалисты определяют как «дети с ЗПР».
Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп в развитии. Основной причиной их неуспеваемости и отклонении в поведении являются небольшие органические поражения в головном мозге. В связи с этим, такие психические функции, как речь, мышление, восприятие, память, внимание и т.п. формируются не только позже, но и несколько иначе.
Задержка психического развития может компенсироваться при специальном обучении и воспитании в детском возрасте. Основные структуры головного мозга ребенка активно развиваются до 11-12 лет. После этого что-то изменить будет очень сложно. Но наиболее благоприятный период для коррекции от 4 до 10 лет, т.к. в это время мозг наиболее активен и пластичен.
На сегодняшний день еще не достаточно организованна система педагогической коррекции задержки психического развития средствами дошкольного воспитания, отсутствует программное обеспечение для работы с детьми данной категории. Дошкольное образование испытает большой дефицит в специализированных детских садах. Многие дети с ЗПР посещают обычные неспециализированные детские сады и нуждаются в помощи, в коррекционно-развивающем обучении.
В связи с этим во многих дошкольных учреждениях общеразвивающего вида проводится работа по созданию системы коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР. Организовываются коррекционно-развивающие занятия с учителем - дефектологом, учителем - логопедом, педагогом – психологом.
Несмотря на это, большая нагрузка ложится на воспитателей. Им необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться работать с новой категорией детей, чтобы дать последним равные стартовые возможности.
Первоочередной задачей воспитателя является выявление ребенка с ЗПР среди других детей. В помощь воспитателям предлагаю памятку по распознанию ребенка с ЗПР.
Главным критерием оценки хорошего интеллектуального развития является речь.
По тому, как, что и сколько ребенок говорит, можно понять очень многое. Вы можете оценить запас его знаний об окружающем, услышать грамматические и звукопроизносительные неточности, определить уровень понимания обращенной речи.
Практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения, страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь. У некоторых детей может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь, значительно снижена. Нарушена смысловая сторона речи.
Отставание в развитии общей и тонкой моторики.
Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами.
Незрелость эмоционально-волевой сферы.
Дети с ЗПР эмоционально не устойчивы, для них характерна частая смена настроения, страдает самоконтроль во всех видах деятельности, имеются нарушения поведения, они трудно приспосабливаются и адаптируются в детском саду и при общении со сверстниками, проявляют суетливость, неуверенность, стеснительность, чувство страха, могут быть фамильярны по отношению к взрослому.
Ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо, начать или закончить начатое дело. Всё это свидетельствует о недоразвитии социальной зрелости у этих детей.
Нарушения свойств внимания.
Для детей с ЗПР характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
Отклонения в развитии памяти.
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена скорость и прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Преобладает механическая память.
Нарушение восприятия.
Темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания. Дети с трудом узнают зашумлённые и пересекающиеся изображения, с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в « прохождении лабиринтов».
У детей с ЗПР затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины.
У детей с ЗПР затруднено пространственное и временное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи. Затруднён стереогноз (узнавание на ощупь).
Отставание в развитии всех форм мышления.
Дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного. Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью.
Ещё одной особенностью мышления является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности (медлительные, пассивные, с замедленной речью дети). Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.
Игровая деятельность.
Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Несформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается.
Правила работы с детьми с ЗПР для воспитателя.
Установить доверительные партнерские отношения с родителями.
Убедить родителей обратиться к специалистам (логопед, дефектолог, психолог).
При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).
Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
Многократно повторять материала на занятиях.
Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
Применять красивую, яркую наглядность.
Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями. Следует избегать сложных грамматических конструкций.
Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.