СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речь как основная форма общения между людьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь основная форма общения

Просмотр содержимого документа
«Речь как основная форма общения между людьми»

№107. Речь, как основная форма общения между людьми

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: Создание условий для формирования первоначальных представлений о речи, как основной форме общения между людьми.

Результаты:

  • личностные: осознать свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявлять уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

  • предметные: понимать прослушанный текст; читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

  • метапредметные:

— регулятивные: оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений;

— коммуникативные: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;

— познавательные: формулировать выводы.
 

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности

Ребята, внимание, урок русского языка. Вперед за знаниями, в добрый час Напоминаю о правильной посадке за партой, как правильно держать ручку и карандаш при письме. (слайд №2)

2. Актуализация

— Вспомним, зачем людям нужен язык? (Для общения.)

— Прочитайте слова. Соедините слова так, чтобы получились предложения. Запишите предложения.(слайд №3)

3. Целеполагание(слайд №4)

— Ребята, рассмотрите картинки. Расскажите про ситуации.

— Чей дедушка живёт рядом? Чей дедушка живёт далеко? Как мальчик общается с дедушкой, который сейчас не с ним?

— Что используют люди для передачи информации? Что такое «речь»?

— Знаете ли вы, какие виды речи используют люди?

— Над какой темой будем работать сегодня на уроке? Речь, как основная форма общения между людьми


— Какая цель нашего урока? (Разобраться, что такое речь?)слайд №5

— Ребята, какие виды речи вы знаете?

4. Открытие нового знания (слайд №6)

— Ребята, вы правы, речь бывает устная и письменная. Но ещё важно знать, что к устной речи относятся такие способы общения как говорение, слушание, а к письменной речи — чтение и письмо.

— Почему устная речь так называется? Это слово образовано от другого старинного слова — «уста». Раньше так называли рот и губы. (слайд №7)

5. Первичное применение

— Рассмотрите картинки. Что на них изображено? Какие ситуации? (Приветствие, прощание, просьба.)

— К какому виду речи относятся эти ситуации?

— Придумайте разговор, который мог состояться на каждой картинке.

— Как правильно здороваться? Какие слова мы говорим при встрече? Какие слова мы произносим во время прощания? (Здравствуйте, привет. до свидания, пока)

— Какие слова нужно сказать, если ты просишь о помощи? (Пожалуйста.) (слайд №8)

Запись слов. (Здравствуйте, до свидания, пожалуйста)


— Рассмотрите картинку и прочитайте слова. (слайд №9)

— В какой ситуации может состояться такой разговор? (В магазине.) К какому виду речи относится разговор в магазине?

— Используйте устную речь, чтобы дополнить предложения.

Запись предложений.

— Прочитайте. Постараемся запомнить. (слайд №10)

— Как в устной речи мы отделяем предложения? Как в письменной?

— Какой знак может означать, что предложение закончилось?

— Прочитайте текст. Кто его написал? (слайд №11)

— Можно ли сказать, что мама разговаривает со своими детьми? Какой вид речи использует?

— Обратите внимание, как мама начинает свой разговор.

— Как заканчивает свою речь?

— Какие знаки мама ставит в конце предложений? (Точку и восклицательный знак.)

— Некоторые предложения мы произносим с особой интонацией (восхищение, радость, злость, грусть). В конце таких предложений ставим восклицательный знак.

Запись предложения.


— Рассмотрите картинки. Представьте ситуацию, что мальчик опоздал на урок физкультуры. (слайд 12)

— Дополните разговор между учителем и учеником. Используйте слова-подсказки. Какой вид речи?

Запись предложения





Запись предложения


— Рассмотрите картинки, что делает девочка? Какой вид речи использует? (слайд №13)

— Представим ситуацию, что девочка звонит своей подруге и приглашает в гости. Как она начнёт разговор, что говорит в начале? Как продолжить разговор? Что можно сказать в конце?

Запись предложения

— Что делает мальчик? Какой вид речи использует? (слайд №14)

— Представим ситуацию, что мальчик не сможет прийти в гости и хочет написать своему другу об этом в письме/записке. С чего нужно начать письмо? Как можно вежливо отказаться? Что нужно написать в конце?

Запись предложения


— Послушайте стихотворение. (Читает учитель или хорошо читающие дети.) (слайд №15)

— О чём хочет попросить автор стихотворения? (Разбудить его пораньше.)

— Какой способ быстрого пробуждения он придумал?

— Когда писатель пишет стихотворение или книгу, он хочет рассказать что-то другим людям. А когда мы читаем стихотворение или книгу, мы хотим узнать что-то. Можно ли сказать, что писатель и читатель общаются друг с другом?

— С помощью какого вида речи это происходит? (Письменной.)

Запись предложения

— Подумайте, какое слово надо вставить, чтобы в предложении говорилось о письменной речи? (слайд 16)

Запись предложения

— Ребята, прочитайте текст про себя. (слайд №17)

— Что делали ребята? Что случилось потом? Кого они увидели?

— Найдите предложение, в конце которого стоит восклицательный знак. Как будем его произносить? (С особой интонацией — удивлением.)

— Найдите предложение, в конце которого стоит вопросительный знак. Как будем его произносить? (С вопросительной интонацией.)

Запись текста


-Ребята,давайте вспомним о правилах работы в парах. (слайд 18)

— Ребята, прочитайте текст. Выполните задание в парах. Устно ответьте на вопросы.

Запись предложения

6. Закрепление

— Ребята, выполните задание. (слайд №20)

Запись предложения

Проверка (слайд 21)

Закрепление

— Ребята, подготовьте ручку. Выполните задание . (слайд 22)

Проверка

— Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте . Для этого вам необходимо обменяться тетрадями , определить в ней два положительных момента и отметить их двумя звездочками. Один момент, который нужно доработать, отметьте знаком вопроса.

— Вы должны пояснить, почему вы так считаете. (слайд 23)

— Ребята, подготовьте ручку. Выполните задание. (слайд 24)

Запись предложений.

Проверка— Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте до сверки с ответами. Для этого вам необходимо обменяться тетрадями и определить в ней два положительных момента и отметить их двумя звёздочками. Один момент, который нужно доработать, отметьте знаком вопроса.

— Вы должны пояснить, почему вы так считаете.


7. Рефлексия. Оценка деятельности

— Ребята, какая цель была сегодня на уроке? (Выяснить, что такое речь)

-Что такое речь?

-Какие виды речь вы знаете( устная, письменная)

Оцените свою работу на уроке. На какой ступеньке лестницы вы находитесь? Поднимите руки те, кто на первой ступени. Кто на второй? На третьей ступени? Четвёртой?

— Обсудите в парах: почему вы оказались на этой ступени? Почему так получилось, чего вы не знаете?

— Что же нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось, а вы были на вершине лесенки? (слайд 25)
































































5