ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЮ) В 1 КЛАССЕ (по программе «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»). 
Составила: Кондратова Н.Н., учитель начальных классов г. Арсеньева, Приморского края, МОБУ «СОШ №8», 2017 г.
Предмет: литературное чтение.
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: РЕЧЬ. КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ РЕЧЬ. ВИДЫ РЕЧИ. («Букварь», с. 10- 11)
Педагогическая цель: обеспечить условия для ознакомления учащихся с понятиями «речь», «устная речь», «письменная речь».
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: различать устную и письменную речь; отвечать на вопросы учителя; составлять устный рассказ по картинке.
Личностные: определяют границы собственного знания и «незнания».
Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: выполняют учебные действия в громкорече-вой форме.
Познавательные: общеучебные - наблюдают за особенностями устной и письменной речи; участвуют в процессе говорения и слушания; логические - учатся осуществлять анализ устной и письменной речи с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: составляют рассказ по серии сюжетных картинок, «удерживают» логику повествования.
Сценарий урока:
1. Организационный момент. Обучение хоровому ответу.
- С каким правилом мы с вами познакомились на прошлом уроке?
« Хочешь ответить - подними руку»
У. Не всегда при ответе нужно поднимать руку, бывают вопросы, на которые нужно отвечать хором. Если надо ответить хором, я буду разводить руки в стороны, вот так (показываю)
РАЗЛИЧИЕ ХОРОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОТВЕТА.
Сложное задание: на один ответ нужно будет отвечать хором, а на другой нет.
Будьте внимательны (хоровые ответы показываю жестами)
Сколько будет 2 да 2 ?
Что за нос у слона?
Кто из вас знает, какие ягоды растут в лесу?
Листья опадают, когда это бывает?
Как зовут твоего соседа по парте?
Как зовут сказочного героя с длинным носом, скажите дружно.
Ваша любимая игрушка.
Хором: какой день недели будет после понедельника?
Все вместе: кем вы хотите стать? (хором нельзя ответить)
2.Формирование учащимися темы и цели урока.
Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
- что мы сейчас с вами делали?
- а чем мы пользовались, когда отвечали на вопросы, беседовали? (Речью)
- Значит тема нашего урока? РЕЧЬ
- А каковы цели нашего урока? Что мы сегодня должны узнать о речи?
1. Что такое речь?
2. Какие существуют виды речи
- Мы должны ответить на вопрос:
3. Для чего… нужна…? – продолжите мою мысль.
- Сформулируйте полностью цель нашего урока.
Цель нашего урока – узнать, что такое речь; познакомиться с видами речи; ответить на вопрос: для чего нужна речь?
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
- Учитывая, что мы с вами сегодня уже пользовались речью, скажите, что это такое?
У. РЕЧЬ – это способность говорить.
- Когда вы отвечали на вопросы и составляли рассказ, то что вы делали?
У. Когда мы слушаем и говорим, то пользуемся устной речью. Слово УСТНАЯ происходит от слова УСТА. Так раньше называли рот, губы, которые принимают непосредственное участие в говорении.
- С каким видом речи мы познакомились?
- Каковы признаки устной речи?( её мы говорим и слышим)
У. То, что произносится устно, может быть записано в тетради, в журнале, на классной доске, напечатано в газете, книге и потом прочитано.
- Как называется речь, которая написана?
- Назовите признаки письменной речи. ( Она может быть написана и прочитана)
- Назовите известные вам виды речи и их признаки.
Речь бывает устная и письменная. Устную речь мы говорим и слышим. Письменную речь пишем и читаем.
4. Физминутка.
ИГРА « ХЛОПКИ»
По рядам. Хлопнул один, тут же хлопает следующий. Вначале играет один ряд, потом другой. Начинает тот, кто сидит на первом варианте.
5. Работа с инвариантной частью букваря. Стр. 10
Работа с рисунком. Знакомство со способами общения древних людей.
Познавательные УУД: общеучебные - используют знаково-символические средства (рисунки) для решения учебных задач.
Коммуникативные УУД: используют речь для регуляции своего действия.
- Использовали ли мы сейчас речь?
- А как вы думаете, всегда ли человек использовал речь для общения?
- А как человек общался миллионы лет назад, когда ещё не умел говорить?
У. «Заглянем» в далекое прошлое и посмотрите, как древние люди общались между собой, не умея разговаривать.
У. Древний первобытный человек увидел на поляне огромное животное (возможно, это был мамонт). Он побежал сообщить об этом своим родственникам. Древний человек стал объяснять своим родственникам, кого и где он видел. Руками он показывает направление, по которому надо следовать; эти жесты древний человек, видимо, подкрепляет отдельными непонятными звуками, так как у него открыт рот. Семья древнего человека понимает сообщение и, вооружившись копьями, отправляется на охоту.
- Древний первобытный человек увидел на поляне животное (возможно, это был олень). Он прибежал к своему жилью, а родственников на месте не оказалось. Тогда он нарисовал на стене пещеры силуэт животного, а стрелой - направление, где его надо искать. Сам же он, взяв копье, возвращается в лес. Подошедшие позже члены семьи, увидев на стене пещеры изображение И рассмотрев его, тоже бегут на охоту.
Далее сравниваем рисунки. Каким способом на каждой серии картинок древние люди передают сообщение?
На втором рисунке с левой стороны древний человек делал сообщение устно (уста - рот, губы), используя движения, мимику и жесты. \
- На втором рисунке с правой стороны это сообщение он сделал письменно, оставив на стене пещеры запись - изображение.
- Возможно, так на нашей планете зарождалась устная и письменная речь.
Беседа по закреплению изученного материала.
Какую речь вы используете, находясь в магазине, на улице,в школе, в транспорте? (Устную, письменную.)
Использовали ли вы до школы письменную речь? (Основная часть детей может ответить отрицательно.)
Какую речь сохраняют книги? (Письменную.)
А магнитофон? (Устную.)
Какие примеры устной и письменной речи использованы в телевизионных передачах? (Телевизор не сохраняет, а лишь передает устную и письменную речь.)
Физкультминутка:
6. Работа по развитию речи: пересказываем сказку.
Познавательные УУД: общеучебные – учатся пересказывать русскую народную сказку « РЕПКА» Развивают речь и учатся говорить по цепочке.
- Отгадайте, пожалуйста, загадку:
ВСЕХ ВАЖНЕЙ ОНА В ЗАГАДКЕ,
ХОТЬ И В ПОГРЕБЕ ЖИЛА:
ОВОЩЬ ВЫТАЩИТЬ ИЗ ГРЯДКИ
ДЕДУ С БАБКОЙ ПОМОГЛА.
ОБУЧЕНИЕ ОТВЕТУ ПО ЦЕПОЧКЕ.
Кроме ответов по одному и хоровых ответов, есть ответы по цепочке. Попробуем рассказать всем известную сказку «РЕПКА» по цепочке так, чтобы получилось дружно, без запинки, чтобы со стороны могло показаться, что говорит один человек. ( Можно рассказывать стихотворение А. Барто
«Игрушки», каждый ряд свой отрывок.)
7. Работа в тетради (с. 5, задание 1).
- Обведите рисунки, на которых люди пользуются устной речью. (Выступление артистов в театре: герои на сцене театра ведут свой диалог, зрители слушают; общение детей в зимнем парке.)
ВВЕДЕНИЕ ПРАВИЛА « ПИСАТЬ ОКОНЧИЛ».
Один из вас справился с работой быстрее, другой - медленнее. Учителю надо знать, кто уже закончил писать, а кто - нет. Для этого есть правило: закончив писать, ученик поднимает руку с ручкой.
8. Итог урока. Рефлексия.
Регулятивные УУД: осуществляют контроль деятельности.
- Вспомните цели нашего урока, на все ли вопросы, которые мы ставили перед собой, мы нашли ответы?
- На какой вопрос мы с вами ещё не ответили? (Для чего нужна речь)
- Подумайте, пожалуйста, над ним дома.
Уходя из класса, подумайте, какое у вас настроение, возьмите изображение человечка с веселым или грустным выражением лица и прикрепите к доске.