СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Речь. Как зарождалась речь. Виды речи."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тип урока: открытие новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«"Речь. Как зарождалась речь. Виды речи."»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЮ) В 1 КЛАССЕ (по программе «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»).

Составила: Кондратова Н.Н., учитель начальных классов г. Арсеньева, Приморского края, МОБУ «СОШ №8», 2017 г.

Предмет: литературное  чтение.

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема: РЕЧЬ. КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ РЕЧЬ. ВИДЫ РЕЧИ. («Букварь», с. 10- 11)

Педагогическая цель: обеспечить условия для ознакомле­ния учащихся с понятиями «речь», «устная речь», «письменная речь».

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: различать устную и письменную речь; отвечать на вопросы учителя; составлять устный рассказ по картинке.

Личностные: определяют границы собственного знания и «не­знания».

Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: выполняют учебные действия в громкорече-вой форме.

Познавательные: общеучебные - наблюдают за особенностя­ми устной и письменной речи; участвуют в процессе говорения и слушания; логические - учатся осуществлять анализ устной и письменной речи с выделением существенных и несуществен­ных признаков.

Коммуникативные: составляют рассказ по серии сюжетных картинок, «удерживают» логику повествования.

Сценарий урока:

1. Организационный момент. Обучение хоровому ответу.

- С каким правилом мы с вами познакомились на прошлом уроке?

« Хочешь ответить - подними руку»

У. Не всегда при ответе нужно поднимать руку, бывают вопросы, на которые нужно отвечать хором. Если надо ответить хором, я буду разводить руки в стороны, вот так (показываю)

РАЗЛИЧИЕ ХОРОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОТВЕТА.

Сложное задание: на один ответ нужно будет отвечать хором, а на другой нет.

Будьте внимательны (хоровые ответы показываю жестами)

  • Сколько будет 2 да 2 ?

  • Что за нос у слона?

  • Кто из вас знает, какие ягоды растут в лесу?

  • Листья опадают, когда это бывает?

  • Как зовут твоего соседа по парте?

  • Как зовут сказочного героя с длинным носом, скажите дружно.

  • Ваша любимая игрушка.

  • Хором: какой день недели будет после понедельника?

  • Все вместе: кем вы хотите стать? (хором нельзя ответить)

2.Формирование учащимися темы и цели урока.

Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до по­лучения ее результата.

- что мы сейчас с вами делали?

- а чем мы пользовались, когда отвечали на вопросы, беседовали? (Речью)

- Значит тема нашего урока? РЕЧЬ

- А каковы цели нашего урока? Что мы сегодня должны узнать о речи?

1. Что такое речь?

2. Какие существуют виды речи

- Мы должны ответить на вопрос:

3. Для чего… нужна…? – продолжите мою мысль.

- Сформулируйте полностью цель нашего урока.

Цель нашего урока – узнать, что такое речь; познакомиться с видами речи; ответить на вопрос: для чего нужна речь?



3. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Учитывая, что мы с вами сегодня уже пользовались речью, скажите, что это такое?

У. РЕЧЬ – это способность говорить.

- Когда вы отвечали на вопросы и составляли рассказ, то что вы делали?

У. Когда мы слушаем и говорим, то пользуемся устной речью. Слово УСТНАЯ происходит от слова УСТА. Так раньше называли рот, губы, которые принимают непосредственное участие в говорении.

- С каким видом речи мы познакомились?

- Каковы признаки устной речи?( её мы говорим и слышим)

У. То, что произносится устно, может быть записано в тетради, в журнале, на классной доске, напечатано в газете, книге и потом прочитано.

- Как называется речь, которая написана?

- Назовите признаки письменной речи. ( Она может быть написана и прочитана)

- Назовите известные вам виды речи и их признаки.

Речь бывает устная и письменная. Устную речь мы говорим и слышим. Письменную речь пишем и читаем.

4. Физминутка.

ИГРА « ХЛОПКИ»

По рядам. Хлопнул один, тут же хлопает следующий. Вначале играет один ряд, потом другой. Начинает тот, кто сидит на первом варианте.


5. Работа с инвариантной частью букваря. Стр. 10

Работа с рисунком. Знакомство со способами общения древних людей.

Познавательные УУД: общеучебные - используют знаково-символические средства (рисунки) для решения учебных задач.

Коммуникативные УУД: используют речь для регуляции сво­его действия.

- Использовали ли мы сейчас речь?

- А как вы думаете, всегда ли человек использовал речь для общения?

- А как человек общался миллионы лет назад, когда ещё не умел говорить?

У. «Заглянем» в далекое прошлое и посмотрите, как древние люди общались между собой, не умея разговаривать.

  • Сначала рассмотрите рисунки первой вертикали, затем второй. Прокомментируйте их. (Ученики вместе с учителем со­ставляют рассказ.)

У. Древний первобытный человек увидел на поляне огромное животное (возможно, это был мамонт). Он побежал сообщить об этом своим родственникам. Древний человек стал объяснять своим родственникам, кого и где он видел. Руками он показыва­ет направление, по которому надо следовать; эти жесты древний человек, видимо, подкрепляет отдельными непонятными звука­ми, так как у него открыт рот. Семья древнего человека понима­ет сообщение и, вооружившись копьями, отправляется на охоту.

  • Аналогично рассмотрите рисунки второй вертикали.

- Древний первобытный человек увидел на поляне животное (возможно, это был олень). Он прибежал к своему жилью, а родст­венников на месте не оказалось. Тогда он нарисовал на стене пещеры силуэт животного, а стрелой - направление, где его на­до искать. Сам же он, взяв копье, возвращается в лес. Подошед­шие позже члены семьи, увидев на стене пещеры изображение И рассмотрев его, тоже бегут на охоту.

  • Далее сравниваем рисунки. Каким способом на каждой се­рии картинок древние люди передают сообщение?

  • На втором рисунке с левой стороны древний человек делал сообщение устно (уста - рот, губы), используя движения, ми­мику и жесты. \

- На втором рисунке с правой стороны это сообщение он сделал письменно, оставив на стене пещеры запись - изображение.

- Возможно, так на нашей планете зарождалась устная и письменная речь.

Беседа по закреплению изученного материала.

  • Какую речь вы используете, находясь в магазине, на улице,в школе, в транспорте? (Устную, письменную.)

  • Использовали ли вы до школы письменную речь? (Основ­ная часть детей может ответить отрицательно.)

  • Какую речь сохраняют книги? (Письменную.)

  • А магнитофон? (Устную.)

  • Какие примеры устной и письменной речи использованы в телевизионных передачах? (Телевизор не сохраняет, а лишь передает устную и письменную речь.)

Физкультминутка:

6. Работа по развитию речи: пересказываем сказку.

Познавательные УУД: общеучебные – учатся пересказывать русскую народную сказку « РЕПКА» Развивают речь и учатся говорить по цепочке.

- Отгадайте, пожалуйста, загадку:

ВСЕХ ВАЖНЕЙ ОНА В ЗАГАДКЕ,

ХОТЬ И В ПОГРЕБЕ ЖИЛА:

ОВОЩЬ ВЫТАЩИТЬ ИЗ ГРЯДКИ

ДЕДУ С БАБКОЙ ПОМОГЛА.


ОБУЧЕНИЕ ОТВЕТУ ПО ЦЕПОЧКЕ.

Кроме ответов по одному и хоровых ответов, есть ответы по цепочке. Попробуем рассказать всем известную сказку «РЕПКА» по цепочке так, чтобы получилось дружно, без запинки, чтобы со стороны могло показаться, что говорит один человек. ( Можно рассказывать стихотворение А. Барто

«Игрушки», каждый ряд свой отрывок.)

7. Работа в тетради (с. 5, задание 1).

- Обведите рисунки, на которых люди пользуются устной речью. (Выступление артистов в театре: герои на сцене те­атра ведут свой диалог, зрители слушают; общение детей в зимнем парке.)

ВВЕДЕНИЕ ПРАВИЛА « ПИСАТЬ ОКОНЧИЛ».

  • Один из вас справился с работой быстрее, другой - медленнее. Учителю надо знать, кто уже закончил писать, а кто - нет. Для этого есть правило: закончив писать, ученик поднимает руку с ручкой.

8. Итог урока. Рефлексия.

Регулятивные УУД: осуществляют контроль деятельности.

- Вспомните цели нашего урока, на все ли вопросы, которые мы ставили перед собой, мы нашли ответы?

- На какой вопрос мы с вами ещё не ответили? (Для чего нужна речь)

- Подумайте, пожалуйста, над ним дома.

  • Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?

  • Что произвело на вас особое впечатление?


Уходя из класса, подумайте, какое у вас настроение, возь­мите изображение человечка с веселым или грустным выраже­нием лица и прикрепите к доске.