11
11
Практика
МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад №5»
«Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств через краеведческий материал о своей малой Родине»
1 слайд:
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы представим практику «Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств через краеведческий материал о своей малой Родине»
2 слайд: Стратегические ориентиры воспитания озвучены президентом - В.В. Путиным и прописаны в законодательных документах РФ: Законе об образовании, ФГОС ДО.
3 слайд: цитата С. Михалкова
- Раннее патриотическое воспитание является важнейшей составляющей регионального компонента ООП нашего дошкольного образовательного учреждения, рабочей программы воспитания.
4 слайд:
Большое место в нашей программе уделяется развитию детской самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности, а это невозможно без участия родителей – партнеров совместной образовательной деятельности, поэтому в детском саду создан семейный клуб «Дружная семейка» для: 5 слайд:
- повышения мотивации и включенности родителей к изучению истории района;
- эффективного сотрудничества с организациями Северо-Енисейского района с которыми выстроена модель социального партнерства. 6 слайд
- организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду с учетом возрастных особенностей детей.
7 слайд: Все эти факторы обеспечивают актуальность практики.
Приобщаться к истории малой Родины помогает использование цифровых технологий, организованная виртуальная среда. 8 слайд:
Сформировать у детей патриотические чувства способствуют богатые природные условия окружающей природы, ее уникальность:
9 слайд:
- богатство природного мира тайги на территории ДОУ;
10 слайд:
- разнообразие промыслов (охота, рыбалка, золотодобыча);
11 слайд:
- шаговая доступность посещения учреждений социальной значимости; 12 слайд:
- возможность общения с людьми, прославляющими наш район; 13 слайд:
- в районе сохраняется культура коренного населения Сибири-эвенков через организацию ежегодного этно- фестиваля «Сэввэки»;
- эвенкийские названия отражены в социально-значимых учреждениях района, природе - реки, поселки.
14 слайд: Методы сбора и обработки информации
К развитию практики нас сподвигли родители, мы провели исследование (опрос, анкетирование) и выявили, что родители в семейном воспитании недостаточно полно используют историю и особенности малой Родины в познавательном развитии детей, редко посещают музеи, библиотеки, выставки.
15 слайд: Дефициты
16 слайд:
Поэтому цель нашей практики: повышение интереса у детей дошкольного возраста и их родителей к познанию истории и особенностей малой Родины через краеведческий материал, содействие сохранению историко-культурного наследия и уникальности Северо-Енисейского района.
17 слайд - Задачи
1.Активизировать работу клуба выходного дня «Дружная семейка» для эффективного сотрудничества с семьями и учреждениями района в изучении истории, промыслов, коренного населения Северо-Енисейского района через (экскурсии, выставки, досуговые мероприятия, конкурсы);
2.Организовать развивающую предметно-пространственную микро - и макросреду в ДОУ (музей в ДОУ, мини- музеи в группах, благоустройство территории);
3.Сформировать у детей мотивацию для добывания знаний о районе через организацию проектной, проблемно-поисковой деятельности, посещение экскурсий в социально - значимые учреждения района;
4.Развивать монологическую речь детей, высказывая инициативы, участвуя в рефлексии, представляя сообщение по теме проекта;
5.Формировать патриотические чувства – любовь к своей малой Родине и ее природе, истории и культуре, коренному населению – эвенкам, гордость за достижения родного района, уважение к людям, которые своим трудом приумножают богатство и благосостояние района.
18 слайд:
Практика направлена на формирование и систематизацию представлений детей и родителей о малой Родине – Северо-Енисейском районе:
- о богатствах северной тайги (природа, промыслы)
- символике,
- достопримечательностях,
- о быте и культуре, традициях коренных жителей - эвенков,
- знаменитых людях, прославивших район.
Целевая группа участников образовательной деятельности: воспитанники, родители, воспитатели, социальные значимые учреждения района.
Базовые принципы практики: системность, доступность, от простого к сложному, сотрудничество технологий, сотрудничество взрослых и детей, сетевое взаимодействие, культурологический подход.
19 слайд:
Реализуя задачи нашей практики, мы применяем разнообразные средства, которые представлены на слайдах.
20 слайд:
Но для себя определили наиболее актуальные технологии, которые работают на результат:
20-21 слайды Метод проектной деятельности и проблемно-поисковый метод - помогают мотивировать ребят на поиск информации, дети учатся работать и фронтально и группах, выполняя запланированные мероприятия, выстраивают партнерские отношения с разными взрослыми (воспитатели, педагоги ДОУ и дополнительного образования, социальные партнеры.
20-22 слайды.Коллективный способ обучения помогает развить коммуникативные навыки, реализовать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, осуществить рефлексию через свой индивидуальный планшет.
20-23 слайды:Методика «Схематизация» закладывает умение понимать и изображать символы, готовить опорные схемы для рассказа, «Взаимотренаж» - помогает научиться работать в паре и паре сменного состава, развивает речь, словарный запас.
20 -24слайды: Метод «Синектика» Теории решения изобретательских задач – стимулирует на развитие логического мышления, воображения, необычные перевоплощения в сказочных героев, необычные предметы.
20-25 слайды: Музейная педагогика – знакомит с богатствами сибирской тайги, «Музей в чемодане» с предметами из прошлого и словами эвенкийской культуры и словами, выбывшими из употребления.
20-26 слайды: Для представления продуктов детской деятельности по проекту помогает метод ментальных карт Тони Бьюзена. На слайде представлены карты – планирования праздника от инициатив детей, культура и быт эвенков, обустройство их жилища.
С 27-32 слайды: Календарь событий раскрывает формы работы: занимательные творческие дела совместно с родителями: Организация РППС в ДОУ – музей в ДОУ «Золотое сердце Сибири» мини-музеев группах ДОУ «Северо-Енисейский район – моя малая Родина», «Мини-музеи одного образа», благоустройство территории, познавательные мероприятия, экскурсии в Музей истории золотодобычи Северо-Енисейского района», по улицам поселка, в учреждения культуры и спорта, а также встречи с интересными людьми, творческие мастерские и командные игры - викторины, путешествия, досуговые мероприятия, посещение семейного клуба выходного дня «Дружная семейка».
Слайд 33: Эффективность практики подтверждают результаты и продукты деятельности.
- 80% семей – активные партнеры совместной деятельности;
Слайды 34-35: - семейный клуб «Дружная семейка» инициаторы и активные участники акций добрых дел, во взамодействии с общественными объединениями района для детей с ОВЗ, таким образом, все вместе формируем толерантное отношение к особенным детям и их семьям;
Слайды 36-37-38: Продуктом совместной деятельности является развивающая микро и макро среда: Музей «Золотое сердце Сибири», мини-музеи в разных возрастных группах ДОУ;
Слайды 39-40:Создана мотивация для познавательной активности воспитанников, подготовки продуктов совместной творческой деятельности, которая представлена в музеях, на волшебных подоконниках и говорящих стенах;
Слайд 41: Дети узнают, различают символику района, края, государства.
Слайд 42: Готовят сообщения, индивидуальные исследовательские и творческие проекты, представляют в рамках научной конференции дошкольников, посвященной 90-летнему юбилею Северо-Енисейского района.
Слайд 43: Родители - в сотрудничестве с педагогами, социальные партнеры – заинтересованные гости и эксперты конференции.
Слайд 44: В ходе реализации практики создана богатая методическая копилка из картотеки презентаций, детских докладов, фотоальбомов, видео-роликов, дидактических игр, представлена на сайте учреждения, в разделе «Проектная деятельность».
Слайд 45-46:Выстроена модель социального партнерства, налажено эффективное взаимодействие с социально-значимыми учреждениями района, организуются экскурсии ежемесячно, их посещают 65% семей, семьи – активные участники муниципальных конкурсов, повышают родительскую компетентность.
Педагоги через мастер-классы и семинары практикумы повышают методическую грамотность, распространяют опыт через участие в педагогических профессиональных конкурсах: Победа на муниципальном конкурсе «Воспитатель года -2022, и участие в 1дистанционном этапе краевого. Слайды 47-50: Опыт практики представлен на 2 и 3 Всероссийском конкурсе краеведов работающих с молодежью, на Всероссийском конкурсе «Педагогические таланты России», в рамках ШРПВ «Воспитание сказкой».
Участие в проекте МКДО - 2021 подтверждает активное участие родителей в образовательной деятельности и удовлетворенность родителей в соответствии с требованиями ФГОС ДО как базовый уровень качества.
Перспективы развития практики, ссылки на материалы, рекомендации и методическую копилку представлены на слайдах.
Перспектива: Шефская помощь – передача знаний от старших детей к младшим, забота о малышах: сообщения, комплексы гимнастик, изготовление книжек-малышек, игрушек – забав, (методика РВГ - КСО);
- Сотрудничество с Домом Народного Творчества «Узоры Севера». Встречи с участником ремесленного форума северных территорий Красноярского края Н. В. Никоновой:
- просмотр видео - и фотоматериалов о народных ремеслах;
-знакомство с материалами проекта «Сказки из стойбища»;
-мастер-классы с детьми и родителями в Доме народного творчества «Узоры Севера»;
- Проведение викторины для детей и родителей «История эвенкийских названий» (реки, поселки, учреждения) с участием учителя – логопеда (методика «Взаимотренаж» КСО), в рамках мероприятий семейного клуба «Дружная семейка»
Авторы практики планируют распространять опыт через участие в конкурсе краеведов, вебинарах и конференциях на краевом уровне проводимых на базе КИПК, а также публиковать в РАОП и журналах и справочниках для педагогов дошкольного образования разных уровней.