СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевое развитие ребенка (от рождения до 4 лет)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знание основных этапов развития речи поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы ребенка.  Своевременно обращайтесь к логопеду! Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Просмотр содержимого документа
«Речевое развитие ребенка (от рождения до 4 лет)»

6.Называйте предметы, на которые малыш указывает жестами, побуждайте ребенка вербально выражать свои пожелания: «Это пирамидка. Дать тебе пирамидку?».

7.Следите за тем, чтобы ребенок понимал, что ему говорят. Если замечаете, что кроха не понимает обращенных к нему просьб, упрощайте их, показывайте наглядно, что имеете ввиду.

От 1.5 лет до 2.5 лет — «лексический взрыв» и переход к фразовой речи. Теперь ребёнок активно извлекает слова из пассивного словаря и учится их использовать. Данное явление приходится на период от 1,5 лет до 1 года и 6-8 месяцев. Практически сразу наступает следующий этап речевого развития ребенка — переход к фразовой речи. Он возможен, когда в словаре накапливается порядка 40-60 и более слов. В речи ребенка появляются первые двухсловные предложения. Одновременно продолжается расширение словаря. К 2,5 годам предложения, используемые ребенком, уже включают три-четыре слова, а словарный запас расширяется до 200-300 слов. Нормальным при этом считается использование упрощенных форм слов, например «би-би» вместо «машина», «ам-ам» вместо «кушать». Не все слова могут быть произнесены правильно, некоторые и вовсе обозначаться звуками — это норма. Первые предложения могут звучать следующим образом: «Мама, дём ам-ам» («Мама, идем кушать»). А  если ребенок не пытается к 2,5 годам составлять из слов простые предложения — стоит посоветоваться со специалистом.

Чем помочь малышу? Правила остаются все те же — продолжайте разговаривать с ребенком, играйте с ним, создавайте различные ситуации и проговаривайте их. Не забывайте и о развитии мелкой моторики: предлагайте малышу лепить, рисовать, перебирать мелкие предметы. Усложняйте собственную речь при разговоре с малышом. Вступайте в диалог с ребенком, слушайте его внимательно, не перебивая и давая высказаться. Поощряйте желание малыша говорить (улыбайтесь, кивайте, задавайте вопросы). Тактично исправляйте в речи ребенка неправильно произнесенные слова и «детские» выражения. Усложняйте задания направленные на понимание обращенной речи. Предлагайте малышу принести предметы, не находящиеся в поле его зрения, обратиться к другим взрослым с просьбой, найти определенную игрушку, выбрать картинку или кубик с конкретным изображением из множества. Озвучивайте не одно действие, а их последовательность: «пожалуйста, сходи на кухню, возьми на столе чашку и принеси мне».

2.5-4 года — этап освоения связной речи. После 2.5 лет речь малыша становится более понятной. Он уже должен правильно произносить многие звуки. Однако сложности с произнесением звуков «л», «р» «з-с» и шипящих («ж-ш», «ч-щ») пока нормальны. Речь ребенка в трехлетнем возрасте должна быть не менее чем на 70% понятна незнакомым людям. Это один из тех критериев, по которым можно выявить отклонение в развитии малыша. В норме к трем годам малыш осваивает порядка 500-800 слов, а к четырем должен знать около 1000-1500 слов.

В возрасте от 3 до 4 лет ребёнок усваивает определенное грамматические формы, может говорить предложениями и объединяет несколько предложений по смыслу во фразу. В его речи появляются прилагательные, наречия (высоко, поздно, холодно и т.д.), местоимения, слова могут изменяться по числам и родам.

Чем помочь ребенку? Теперь взрослый старается больше слушать и побуждать малыша к общению. Задавайте ребенку вопросы: «Что сегодня происходило в детском саду?», «Расскажи, как ты провел день у бабушки?». Предлагайте ребенку описать правила игры, рассказать сюжет прочитанной сказки, подумать над ним. Помогайте малышу подобрать слова для составления предложения. Тактично исправляйте речевые ошибки, но только после того как он завершит фразу. Обращайте внимание так же на чистоту речи ребенка, сложности с произнесением определенных звуков. При необходимости обратитесь к логопеду, исправить звуки лучше в дошкольном возрасте. В норме после 4 лет ребенок уже активно пользуется родным языком.

Конечно, вышеназванные этапы не имеют четких границ и могут варьироваться в зависимости от особенностей развития конкретного ребенка. Помните, что развитие речи связано с интенсивной работой нервной системы ребенка. Чтобы речь ребенка развивалась правильно, необходимо, чтобы он постоянно находился в языковой среде. Следите за собственным произношением, старайтесь говорить четко, эмоционально и выразительно. Помните - речь развивается в диалоге!




МАДОУ Детский сад №9 «Теремок»









Речевое развитие ребенка

(от рождения до 4 лет)


Подготовила учитель-логопед:

Будникова Т.В.














Кувандыкский городской округ, 2023

Речь —основной инструмент взаимодействия людей. Только задумайтесь — чтобы полноценно освоить устную речь малышу требуются годы! С самого рождения ребенок тренирует свой язык, голосовые связки и мышцы лица; его мозг обрабатывает поступающие извне звуки, анализирует их и отдает команду для воспроизведения.

Склонившийся над колыбелькой взрослый умиляется первому лепету, а для ребенка это не только первые попытки общения, но и тренировка. А сколько слов необходимо запомнить малышу! При этом кроха не только должен уметь воспроизводить сочетание звуков, но и соотносить их с предметами, процессами и явлениями его окружающими.

Речевое развитие ребенка — это колоссальная работа мозга. И она должна практически завершиться к семи годам. При этом под развитием речи понимают этапы и процессы, связанные с освоением ребенком устной и письменной речи.

Что входит в понятие «развитие речи»? Часто под развитием речи понимают достаточно узкую область. Например, активный словарь ребенка определенного возраста часто кажется взрослым единственным критерием гармоничного речевого развития. Другие особое внимание обращают на чистоту произнесения звуков. Третьи — на длину и сложность составляемых после трехлетнего возраста предложений. В зависимости от того, что взрослые вкладывают в понятие «развитие речи» будет значительно отличаться и их языковое поведение в отношении малыша. Конечной целью речевого развития ребенка является научение его грамотно и точно выражать свои мысли и описывать явления. Развитие речи тесно связано с формированием вербального мышления, усвоением законов коммуникации и многим другим.

Чтобы лучше понимать каким образом помочь ребенку не просто научиться говорить, а всесторонне развить свою речь следует остановиться подробнее на основных этапах ее формирования.

Этапы формирования речи у ребенка

Речь не развивается одномоментно. Это длительный процесс. В каждом возрасте перед ребенком и окружающими его взрослыми стоят различные задачи, касающиеся освоения маленьким членом семьи родного языка. Условно развитие речи может быть разделено на этапы, хотя, разумеется, границы между ними не могут быть четкими.

От рождения до 1 года — доречевой этап. Несмотря на то, что в этот период ребенок еще не говорит, он уже активно осваивает человеческую речь. Слушает песенки и потекши, пытается произнести и разнообразить свои первые звуки. Данный этап условно делится на стадии:

  • Стадия гуления приходится на возраст от 1,5 до 2 месяцев. В этот период малыш произносит свои первые звуки. Затем звуки начинают складываться в цепочки: «ааааа-уу-аа-аа».

  • Стадия лепета — от 4-5 месяцев до в 7-8 месяцев. В этот период в гулении малыша можно уже различить не только гласные, но и согласные звуки, оно становится более мелодичным. Сочетание звуков напоминает слоги. Одновременно малыш начинает понимать обращенную к нему речь. Он поворачивает головку, когда его зовут по имени. Активно реагирует на все, что слышит. В ответ на обращенную речь активнее гулит.

  • Стадия липидных слов — от 7-8 месяцев до 9-10 месяцев. Стадия «детских» слов. Теперь ребенок уже собирает звуки в слова, которые часто не имеют конкретного значения, но его гуление становится похожим на речь. Слоги складываются в причудливые сочетания. Ребенок уже не только прекрасно понимает свое имя, но и простые слова: «нет», «да», «на».

  • Стадия первых слов приходится на возраст 9-10 месяцев у девочек и 11-12 у мальчиков. Ребенок осваивает уже несколько слов, как правило, включающих в себя повторяющиеся парные слоги: «ма-ма», «дя-дя», «ба-ба», «па-па».

Таким образом, если у малыша есть определенные проблемы со слуховым или речевым аппаратом, родители это понимают уже сейчас. В этом случае у малыша на доречевом этапе не наблюдается гуления или произнесения первых звуков.

Чем помочь ребенку? То, что ребенок еще не говорит — не повод ограничивать его в общении. Скорее наоборот. Общайтесь с малышом большую часть времени, стараясь следовать определенным правилам:

  • Используйте коротенькие стишки-потешки во время массажа, купания, игр с малышом, сочетайте произносимые слова с действиями, дотрагивайтесь до частей тела малыша, когда называете их, показывайте озвученные предметы.

  • Отвечайте на гуление малыша. Произносите звуки вместе с ним.

  • Во время общения с ребенком не забывайте про визуальный контакт. Малышу важно, чтобы речь была адресована лично ему.

  • Показывайте крохе окружающие его предметы, называя их. Рассказывайте ему о своих действиях.

  • Говорите четко и по возможности медленно. В этом возрасте еще допустимо, чтобы родитель использовал в своей речи «детские» формы слов: «ам-ам», «би-би», «ту-ту». Это позволит ребенку легче включиться в процесс общения.

  • Не забывайте, что развитие речи тесно связано с тактильными ощущениями и развитием моторики.

От года до 1,5 — накопление пассивного словаря После года многие родители замечают, что ребёнок не спешит осваивать новые слова и включать их в свою речь. Наберитесь терпения. К полуторагодовалому возрасту нормально развивающийся ребенок произносит всего 10 простых слов, но знает уже примерно 200 названий предметов и явлений. Сейчас важно быть внимательным к малышу, чтобы адекватно оценить количество обращенных к нему слов, которые он понимает, и помочь ему накопить пассивный словарь. На данном этапе развития ребёнок уже узнает повседневные предметы и действия, он понимает что такое «купаться», «гулять», «кушать», может показать знакомые предметы, любимую кружку, свою кроватку, стульчик так далее.

Чем помочь ребенку? Разумеется, продолжать общаться! Не надо пытаться сейчас «заучивать» с ребенком новые слова, просто говорите с ним, показывайте новые предметы, повторяйте названия уже знакомых. При общении с малышом следуйте следующим правилам:

1.Продолжайте говорить четко и медленно. Речь должна быть простой и ясной.

2.Показывайте новые предметы, предлагайте их потрогать и всесторонне изучить. Малышу важно не просто слышать слова, но и максимально полно соотносить их с визуальными и тактильными образами.

3.Постепенно исключайте из своей речи «малышковые» сокращения («пи-пи», «ам-ам»), заменяйте их полноценными словами («кушать»).

4.Описывайте ребенку, что он видит, слышит, чувствует.

5.Предлагайте ребенку выполнить простые поручения: показать игрушку, подойти, дать ручку.