Речевые ошибки
и способы
их предупреждения
(методические рекомендации)
Составитель: Киценко О.К.,
учитель русского языка
МБОУ СОШ № 7 г. Н.Тагила
Причины возникновения речевых ошибок
- Отсутствие звучащей образцовой речи.
- Влияние близкого окружения.
- ИКТ (общение в Интернете, SMS-общение).
- Психологические особенности современного выпускника ( жизнь в быстром темпе, беглое знакомство с информацией, неудовлетворительная техника чтения, перенос элементов разговорной речи в письменную и т.п.)
Причины возникновения речевых ошибок
- Слабое владение литературными нормами.
- Небольшой словарный запас, бедность грамматического строя речи.
- Неразвитое языковое чутье, отсутствия чувства стиля и языковой меры.
- Отсутствие привычки речевого самоконтроля.
- Неумение пользоваться словаря и справочниками для разрешения трудных случаев написания, произношения, словообразования.
- Низкая читательская активность, нежелание знакомиться с образцами словоупотребления в произведениях классиков.
- Речевые нарушения (дисграфия и дизорфография, общее недоразвитие речи).
Виды речевых ошибок
- Непонимание значения слова.
- Лексическая сочетаемость.
- Употребление синонимов.
- Употребление омонимов.
- Употребление многозначных слов.
- Многословие.
- Лексическая неполнота высказывания.
- Новые слова.
- Устаревшие слова.
- Слова иноязычного происхождения.
- Диалектизмы.
- Разговорные и просторечные слова.
- Профессиональные жаргонизмы.
- Фразеологизмы.
- Клише и штампы.
Типы речевых ошибок
- Ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего
в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только в контексте.
- Употребление слова в несвойственном ему значении
- Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
- Мысль развивается на продолжении всего текста.
- Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
1. Мое отношение к этой проблеме не поменялось .
2. Были приняты эффектные меры.
Типы речевых ошибок
- Неразличение синонимичных слов
1. В конечном (последнем) предложении автор применяет градацию.
2. Старик трудился ( старался) поставить телегу на колеса.
- Употребление слов иной стилевой окраски
1. Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить
людей немного в другую колею (другое русло) .
2. Лермонтов обливает ( разоблачает) горькой правдой век нынешний.
3. Читатель захлебывается (утопает ) во множестве примеров.
Типы речевых ошибок
- Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
1.Астафьев то и дело (постоянно ) прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
2. Потрясающие (реальные) ужасы крепостной эпохи отразились в комедии "Горе от ума".
- Неоправданное употребление просторечных слов
- Таким людям всегда удается объегорить (обмануть)
других.
2. Петя шел взади (сзади) .
3. На вратаре майка, напяленная (надетая) на рубашку.
Типы речевых ошибок
- Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
- Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
2. Молодой юноша, очень прекрасный.
- Употребление рядом или близко однокоренных слов
(тавтология)
- В этом рассказе рассказывается (повествуется) о реальных событиях.
- В рамках исторического развития ( эволюции ) русского общества развивается и "личность человека."
Типы речевых ошибок
Неоправданное повторение слов
1. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
2. Недавно я прочитала одну интересную книгу . Эта книга называется "Собачье сердце".
- Бедность и однообразие синтаксических конструкций
1. Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
2. Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.
Типы речевых ошибок
- Неудачное употребление местоимений
1. Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.
(Данный текст написал В.Белов. Это произведение относится к художественному стилю).
2. Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.
(Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего).
Способы предупреждения
речевых ошибок
1. Словарная работа
- объяснение неизвестных, непонятных слов(изображение, показ рисунка, выяснение лексического значения с помощью контекста, обращения к этимологии слова, сопоставления с синонимами и т.д.);
-составление словарных карт;
-составление алфавитных словариков, словариков по каждому произведению;
-словарные упражнения.
2. Ознакомление учащихся с различными видами речевых ошибок.
3. Упражнения на выявление и исправление речевых ошибок и недочетов (редакторская правка).
4. Анализ готовых сочинений по оценочным критериям.
Упражнение
1. Отметьте предложения, в которых какое-либо слово употреблено в несвойственном ему значении.
2. Отметьте предложение с нарушениями стилистической сочетаемости.
3. Отметьте предложение, в которых следовало бы вместо слова употребить его пароним.
1.Спасатели увидели, что в море утопает человек.
2. Раненый князь Андрей упал ничком. Очнувшись, он
увидел высокое, бесконечное небо.
3. Теща Катерины постоянно учила жизни
домочадцев.
4. Наши товары импортируются во многие страны
мира.
5. Я перешел на более экономический тариф.
Упражнение
1. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.
2. Отметьте предложения, в которых рядом употреблены однокоренные слова.
3. Отметьте предложения, в которых употреблены лишние слова.
1. Разговор с этим человеком играл важное значение.
2. Красивые портьеры украшали комнату.
3. Я хочу поднять тост за здоровье именинника.
4. Содержимое пакета нужно залить горячим кипятком.
5. Чтобы увеличить впечатление читателя, автор ведет повествование от первого лица.
6. В повести Гоголя «Шинель» повествуется о жизни чиновника Башмачкина.
7. Наше агентство предоставляет студентам много свободных вакансий.
8. Эта победа досталась мне дорогой ценой.
9. Ты не видишь очевидных фактов.
10. В этом магазине дорогие цены.
Упражнение
1.Отметьте предложения с нарушением формы фразеологизма.
2. Отметьте предложения с неверным употреблением фразеологизмов.
3. Замените разговорные и просторечные слова и выражения в предложениях на нейтральные
1. Именно Софья пустила слух о том, что Чацкий с ума спятил.
2. Мой брат закончил школу с медалью.
3. Ты довел меня до белого колена.
4. В магазины города было завезено тридцать тонн морковки.
5. Наша физичка заболела, поэтому занятие перенесли.
6. От длительного перехода я так устал, что был ни жив ни мертв.
7. Уважаемые студенты! Срочно сдайте зачетки в деканат.
8. Я скрипя сердцем подписал этот договор.
9. Суд принял решение о дележе имущества между супругами.
10. Сестра лила крокодиловы слезы, когда героиня фильма погибла.
Упражнение
Исправьте недочеты в предложениях:
1.Пушкин выразил характеры людей того времени.
2.Простакова груба со своими придворными.
3.Тургенев завоевал мировую признательность.
4.Она поборола боязнь и страх.
5.Вскоре он воротился обратно.
6.Они проявили свою инициативу.
7.Маяковский в своем творчестве показал патриотизм и любовь к родине.
Упражнение
Все образы поэмы, изображенные Гоголем, по-своему интересны.
Читатель, читая страницу за страницей, смеется над вычурным Маниловым, над брутальным Собакевичем, над тупой Коробочкой, над постоянно врущим пройдохой Ноздревым, а скряга Плюшкин, собирающий всякий хлам, – это вообще что-то. Но особенно привлек мое внимание Чичиков, чем-то похожий и в то же время непохожий на других героев поэмы.
Чичиков похож на Манилова тем, что умел подлизаться к нужным людям, похож на Собакевича тем, что может настаивать на своем, похож на Ноздрева тем, что придумывает всякие аферы, похож на Коробочку и Плюшкина тем, что кладет нужные и ненужные вещи в ящичек.
Но в то же время Чичиков существенно отличается от других героев поэмы. Если герои-помещики тунеядствуют, то Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели и пытается их достичь. Уже в детстве он был бизнесменом, умел выгодно вложить деньги и получить навар. Так, когда он учился в школе, он продавал булочки, которые он покупал заранее, голодающим товарищам и извлекал из этого выгоду.
Но когда герой стал взрослым, ни одно его дело не выгорело. Скорее всего, Гоголь наказывает своего героя за то, что при всех своих деловых качествах он человек безнравственный. Так, например, он не помог своему старому учителю, который считал Павлушу лучшим учеником; работая в казенной палате, он, добиваясь повышения, обманул повытчика и его дочь.
Наверное, автор ценил нравственное начало в людях, поэтому не дает планам непорядочного человека осуществиться…
Отредактируйте фрагмент сочинения.
Читатель, читая страницу за страницей, смеется над вычурным Маниловым, над брутальным Собакевичем, над тупой Коробочкой, над постоянно врущим пройдохой Ноздревым, а скряга Плюшкин, собирающий всякий хлам , – это вообще что-то . Но особенно привлек мое внимание Чичиков, чем-то похожий и в то же время непохожий на других героев поэмы.
Чичиков похож на Манилова тем, что умел подлизаться к нужным людям, похож на Собакевича тем, что может настаивать на своем, похож на Ноздрева тем, что придумывает всякие аферы, похож на Коробочку и Плюшкина тем, что кладет нужные и ненужные вещи в ящичек.
Но в то же время Чичиков существенно отличается от других героев поэмы. Если герои-помещики тунеядствуют , то Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели и пытается их достичь. Уже в детстве он был бизнесменом , умел выгодно вложить деньги и получить навар . Так, когда он учился в школе, он продавал булочки, которые он покупал заранее, голодающим товарищам и извлекал из этого выгоду.
Но когда герой стал взрослым, ни одно его дело не выгорело . Скорее всего, Гоголь наказывает своего героя за то, что при всех своих деловых качествах он человек безнравственный. Так, например, он не помог своему старому учителю, который считал Павлушу лучшим учеником; работая в казенной палате, он, добиваясь повышения, обманул повытчика и его дочь.
Наверное, автор ценил нравственное начало в людях, поэтому не дает планам непорядочного человека осуществиться…
Упражнение
Примерный исправленный вариант
Все образы поэмы, созданные Гоголем, по-своему интересны. Читая страницу за страницей, мы смеемся над манерным Маниловым и грубым Собакевичем, над глупой Коробочкой и постоянно лгущим плутом Ноздревым; а скупец Плюшкин, собирающий ненужные вещи, производит особое впечатление . Но больше всего привлекает мое внимание Чичиков, чем-то похожий на других героев поэмы, но в то же время отличающийся от них .
Чичиков напоминает Манилова тем, что может войти в доверие к нужным людям; умение героя настоять на своем роднит его с Собакевичем; подобно Ноздреву, Чичиков придумывает разные аферы; а хранение нужных и ненужных вещей в ящичке сближает героя с Плюшкиным и Коробочкой.
Но, в отличие от бездельничающих помещиков , Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели и пытается их достичь. Уже в детстве он делец , умеющий выгодно вложить деньги и получить прибыль . Так, еще будучи школьником, он продает купленные заранее булочки голодным товарищам и извлекает из этого выгоду.
Однако повзрослевшему герою не удается добиться успеха ни в одном деле . Скорее всего, Гоголь наказывает Чичикова за то, что при всех своих деловых качествах герой – человек безнравственный. Так, например, Чичиков отказывает в помощи своему старому учителю, считавшему Павлушу лучшим учеником; служа в казенной палате и добиваясь повышения, герой обманывает повытчика и его дочь.
Наверное, автор ценит нравственное начало в людях, поэтому не дает планам непорядочного человека осуществиться…