СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия как эффективный прием самооценки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексия как эффективный прием самооценки

Приемы и формы

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия как эффективный прием самооценки»

Рефлексия как эффективный прием самооценки


1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности.


1) Приём «Мое настроение»

Выберите ту картинку, которая соответствует сейчас вашему настроению.

Карточки и рисунки:

  • “Солнышко” “солнышко и тучка” “тучка”

  • Смайлики

  • Палец вверх или вниз

  • Лестница успеха


2) Прием "Благодарю…"

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.


3) Прием «Релаксация»

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.


4) Физминутка как прием эмоциональной рефлексии

Я буду читать фразы, а вы будете выполнять действия, записанные на экране, или то, что вы чувствуете.


«Рабочая программа по ФГОС». (Взялись за голову, покачали головой.)

А что это? (Пожали плечами.)

Кто знает? (Повернули голову налево, направо, назад.)

Писать свою программу? (Встряхнули правой рукой.)

На все классы?! (Опустили руки.)

На все параллели?! (Опустили голову, сжали плечи.)

Через неделю сдать?! Взялись за дело! (Разнообразные энергичные движения.)

Закончили?! (Выдохнули. Поморгали.)

Утвердили?! (Потерли руки. Улыбнулись.)

Молодцы!!!


2. Рефлексия деятельности (интеллектуальная рефлексия)

1) Три М. Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:


2) Акрослово. Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита":
         В — всесильный
         О — олицетворяет справедливость
         Л — луна, черный пудель и "чертовщина"
         А — антипод Иешуа
         Н — не абсолютное зло
         Д — дьявол


3) Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.


4) Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т.д. в сжатом виде.

5) Составление памяток, схем или текстов для справочников.


6) Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения… - т.е. различные виды рефлексии.


7) Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.


8)  Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).


9) Синквейн – составление четверостишия по схеме.     


10) Пчелиный улей. Приём используется после подачи нового материала. Учитель просит обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу же ликвидируются пробелы в знаниях.


3. Рефлексия содержания учебного материала


1) Прием «ДО-ПОСЛЕ»

Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.

Формирует:

  • умение прогнозировать события;

  • умение соотносить известные и неизвестные факты;

  • умение выражать свои мысли;

  • умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Первый раз – проблемная ситуация. Рефлексия – не все получилось.

Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

Задание на распределение на время, на первом уроке как задание на классификацию является приемом содержательной рефлексии.


2) Прием незаконченного предложения, тезиса. Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.


3) Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Составление таблицы с включением в нее материала по трем предложенным вопросам позволяет учащемуся отследить собственный прогресс, увидеть достижения и недоработки.


4) Прием «Палитра». Подобен предыдущему приему, но проводится с использованием работы с разными цветами.


Приемы, позволяющие завершить урок, задание:

1) Фразеологизмы, оценить свою работу на уроке самостоятельно, выбрав фразеологизм из предложенных:

Слышал краем уха

Хлопал ушами

Шевелил мозгами

Считал ворон

Повесил нос

Бил баклуши

Трудился не покладая рук

Трудился засучив рукава

Трудился не жалея сил

Трудился до седьмого пота

Сидел сложа руки

Лодыря гонял

Ловил мух

Понял (узнал) с гулькин нос

Знаний кот наплакал


2) Прием «Оценочное окно». После выполнения задания учащимся предлагается оценить уровень понимания изученного материала с помощью оценки возможности использования знаний на практике. Необходимо отметить свое положение на предложенной оценочной шкале.