Просмотр содержимого документа
««Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащегося».»
«Рефлексивное преподавание как необходимое условие развития учителя и учащегося».
«Для того чтобы усовершенствовать ум надо больше размышлять, чем заучивать».
Р.Декард
Для современного учителя свойственны размышления о своей работе, о повышении своей профессиональной компетентности, но самым значимым, конечно же, является стремление каждого учителя сделать процесс преподавания и обучения качественным, задавая постоянно себе вопросы «Как сделать процесс более эффективным и значимым?», «Что для этого необходимо?», «Почему я действую таким образом?», «Что происходит на моем уроке?». Таким образом, учитель развивает в себе навыки рефлексивного преподавания, которые имеют огромное значение в решении образовательных проблем.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Эта форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов. Толковый словарь русского языка дает такое определение рефлексии как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией понимают «обращение внимания субъекта на самого себя и, в частности, на продукты собственной деятельности, с целью их переосмысления». Таким образом, рефлексия рассматривается как «этап учебного занятия, на котором полученные во время занятия задания подвергаются критическому анализу, сопоставляются с имеющимися знаниями и конструируются в собственное понимание».
Сегодня рефлексивное преподавание и обучение предполагает «критическое размышление над тем, что изучили учащиеся, что требует исследования, записи и оценивания применения навыков критического мышления». Происходит развитие ребенка в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно осуществить без рефлексии.
Ребенок будет активен, если осознает цель учения, если каждое его действие является осознанным и понятным для него самого.
Осуществлять рефлексию можно по-разному:
Это элементы рефлексии на отдельных этапах урока
Рефлексия в конце каждого урока, темы, постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Систематизируя знания и опыт работы по данному вопросу, я использую следующую классификацию видов рефлексии:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия деятельности
Данные виды рефлексии провожу как в индивидуальной, так и групповой формах. При выборе того или иного вида рефлексии необходимо учитывать
цель урока,
содержание и трудности учебного материала,
тип урока,
способы и методы обучения,
возрастные и психологические особенности учащихся.