СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реформация и религиозные войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реформация и религиозные войны»

Реформационное движение во второй половине XVI века

Реформационное движение во второй половине XVI века

Реформация Мартин Лютер и его «95 тезисов». 31 октября 1517 г.  В XVI в. европейские страны ох-ватило широкое общественно-политическое движение, направ-ленное на реформирование ка-толической церкви. Оно получи-ло название Реформация, что в переводе означает «преобразо-вание». Её сторонники выступа-ли за то, чтобы католическая церковь стала дешевле для ве-рующих, за богослужения на родном языке, выражали про-тест против церкви как крупного землевладельца и пышных като-лических обрядов.

Реформация

Мартин Лютер и его «95 тезисов». 31 октября 1517 г.

В XVI в. европейские страны ох-ватило широкое общественно-политическое движение, направ-ленное на реформирование ка-толической церкви. Оно получи-ло название Реформация, что в переводе означает «преобразо-вание». Её сторонники выступа-ли за то, чтобы католическая церковь стала дешевле для ве-рующих, за богослужения на родном языке, выражали про-тест против церкви как крупного землевладельца и пышных като-лических обрядов.

Реформация Предпосылки Реформации в ВКЛ Влияние западноевропейской Реформации Соседство с лютеранс-кой Пруссией Влияние русского вольнодумства Внутреннее положение в ВКЛ Идеи стригольников и нестяжателей Развитие европейского книгопечатания Религиозная толерант-ность (веротерпи-мость) Еретики из Московско-го государства Развитие внешней тор-говли Сложное положение православной церкви Феодосий Косой, Арте-мий, Фома Учёба выходцев из ВКЛ в европейских университетах Рост городов, развитие ремесла и торговли Обострение классовых противоречий Культурный подъём

Реформация

Предпосылки Реформации в ВКЛ

Влияние западноевропейской Реформации

Соседство с лютеранс-кой Пруссией

Влияние русского вольнодумства

Внутреннее положение в ВКЛ

Идеи стригольников и нестяжателей

Развитие европейского книгопечатания

Религиозная толерант-ность (веротерпи-мость)

Еретики из Московско-го государства

Развитие внешней тор-говли

Сложное положение православной церкви

Феодосий Косой, Арте-мий, Фома

Учёба выходцев из ВКЛ в европейских университетах

Рост городов, развитие ремесла и торговли

Обострение классовых противоречий

Культурный подъём

Реформация Особенности Реформации в ВКЛ основные направления Реформации охватила только высшие круги общества арианство кальвинизм  Реформационное движение в ВКЛ охватило только высшие круги обще-ства, в первую очередь магнатов. Они присоединились к Реформации с политическим расчётом, т.к. желали отделиться от католической Поль-ши и закрепить свою самостоятельность в управлении ВКЛ. Большинст-во крестьян, как и подавляющая часть городского населения, осталось на позициях православной веры.

Реформация

Особенности Реформации в ВКЛ

основные направления Реформации

охватила только высшие круги общества

арианство

кальвинизм

Реформационное движение в ВКЛ охватило только высшие круги обще-ства, в первую очередь магнатов. Они присоединились к Реформации с политическим расчётом, т.к. желали отделиться от католической Поль-ши и закрепить свою самостоятельность в управлении ВКЛ. Большинст-во крестьян, как и подавляющая часть городского населения, осталось на позициях православной веры.

Реформация Николай Радзивилл Чёрный  Ведущим направлением Реформа-ции на территории Беларуси стал кальвинизм. Кальвинисты считали единственным источником веры Библию и отвергали посредничест-во церкви между человеком и Бо-гом. Представителем реформа-ционного движения, которого об-разно называют «отцом Реформа-ции в ВКЛ», был один из лидеров кальвинизма канцлер ВКЛ Нико-лай Радзивилл Чёрный. Центрами кальвинизма стали Брест и Несвиж.

Реформация

Николай Радзивилл Чёрный

Ведущим направлением Реформа-ции на территории Беларуси стал кальвинизм. Кальвинисты считали единственным источником веры Библию и отвергали посредничест-во церкви между человеком и Бо-гом. Представителем реформа-ционного движения, которого об-разно называют «отцом Реформа-ции в ВКЛ», был один из лидеров кальвинизма канцлер ВКЛ Нико-лай Радзивилл Чёрный. Центрами кальвинизма стали Брест и Несвиж.

Реформация Сымон Будный  Из кальвинизма выделилось арианство, или движение ан-титринитариев, которых на-зывали «литовскими братья-ми». Они отрицали триеди-ную сущность Бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой), не признавали крещения мла-денцев, считали Иисуса Хрис-та только человеком. Их пред-ставителем был Сымон Буд-ный, издавший в 1562 г. в Нес-виже первую печатную книгу на белорусском языке «Кате-хизис» («Символ веры»).

Реформация

Сымон Будный

Из кальвинизма выделилось арианство, или движение ан-титринитариев, которых на-зывали «литовскими братья-ми». Они отрицали триеди-ную сущность Бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой), не признавали крещения мла-денцев, считали Иисуса Хрис-та только человеком. Их пред-ставителем был Сымон Буд-ный, издавший в 1562 г. в Нес-виже первую печатную книгу на белорусском языке «Кате-хизис» («Символ веры»).

Реформация Течения в антитринитаризме Шляхетское Крестьянское Широкая религиозная просвети-тельская деятельность Выступали против эксплуатации крестьянства, верховной власти и государственных учреждений Лидер - Сымон Будный Идеологи - Якуб из Калиновки, Павел из Визны

Реформация

Течения в антитринитаризме

Шляхетское

Крестьянское

Широкая религиозная просвети-тельская деятельность

Выступали против эксплуатации крестьянства, верховной власти и государственных учреждений

Лидер - Сымон Будный

Идеологи - Якуб из Калиновки, Павел из Визны

Реформация Виленский привилей Сигизмунда II (1563 г.) - уравнивал в правах всю шляхту Акт о свободе вероисповедания (1573 г.) Образование протестантских общин (сборов) Итоги Реформации в ВКЛ Открытие учебных заведений (Виленская ака-демия) Возникновение типографий Развитие публицистической литературы (В. Тяпинский, А.Волан, Л.Крышковский)

Реформация

Виленский привилей Сигизмунда II (1563 г.) - уравнивал в правах всю шляхту

Акт о свободе вероисповедания (1573 г.)

Образование протестантских общин (сборов)

Итоги Реформации в ВКЛ

Открытие учебных заведений (Виленская ака-демия)

Возникновение типографий

Развитие публицистической литературы (В. Тяпинский, А.Волан, Л.Крышковский)

Контрреформация Валериан Протасевич  Контрреформация - религиозно-политическое движение против Реформации, которое разверну-лось во второй половине XVI в. во всех странах Европы. Главны-ми его проводниками стали иезуиты - члены общества Иису-са Христа, которые благодаря распространению просвещения стремились закрепить позиции католической церкви. В 1569 г. виленский епископ В.Протасевич пригласил в ВКЛ 13 представи-телей ордена иезуитов. А уже че-рез год их количество увеличи-лось до 300 человек.

Контрреформация

Валериан Протасевич

Контрреформация - религиозно-политическое движение против Реформации, которое разверну-лось во второй половине XVI в. во всех странах Европы. Главны-ми его проводниками стали иезуиты - члены общества Иису-са Христа, которые благодаря распространению просвещения стремились закрепить позиции католической церкви. В 1569 г. виленский епископ В.Протасевич пригласил в ВКЛ 13 представи-телей ордена иезуитов. А уже че-рез год их количество увеличи-лось до 300 человек.

Контрреформация Николай Христофор Радзивилл Сиротка  Иезуиты начали закрывать протестантские и православ-ные школы, под их руководст-вом проводились погромы и сжигались книги. Кальвинист-ская шляхта стала переходить в католичество. Сын Николая Ра-дзивилла Чёрного Николай Христофор Радзивилл (по проз-вищу Сиротка) сделал Несвиж, где по его инициативе был ос-нован коллегиум, вторым после Вильны иезуитским центром ВКЛ. В результате распростра-нения Контрреформации като-лическая церковь брала под свой контроль образование, науку, культуру и духовную жизнь, а научные знания объявлялись греховными.

Контрреформация

Николай Христофор Радзивилл Сиротка

Иезуиты начали закрывать протестантские и православ-ные школы, под их руководст-вом проводились погромы и сжигались книги. Кальвинист-ская шляхта стала переходить в католичество. Сын Николая Ра-дзивилла Чёрного Николай Христофор Радзивилл (по проз-вищу Сиротка) сделал Несвиж, где по его инициативе был ос-нован коллегиум, вторым после Вильны иезуитским центром ВКЛ. В результате распростра-нения Контрреформации като-лическая церковь брала под свой контроль образование, науку, культуру и духовную жизнь, а научные знания объявлялись греховными.

Контрреформация Особенности Контрреформации в ВКЛ не имела таких насильственных форм, как в Западной Европе направлена против протестантов и православной церкви белорусские земли стали прибежищем для многих инакомыслящих из соседних стран

Контрреформация

Особенности Контрреформации в ВКЛ

не имела таких насильственных форм, как в Западной Европе

направлена против протестантов и православной церкви

белорусские земли стали прибежищем для многих инакомыслящих из соседних стран

Контрреформация угасание реформационного движения (конец XVI в.) сворачивание деятельности протестантских со-боров закрытие протестантских школ и типографий Результаты Контрреформации в ВКЛ постановление об изгнании ариан за пределы ВКЛ (1658 г.) кальвинистская шляхта переходила в католичес-тво клерикализация культуры принудительная полонизация

Контрреформация

угасание реформационного движения (конец XVI в.)

сворачивание деятельности протестантских со-боров

закрытие протестантских школ и типографий

Результаты Контрреформации в ВКЛ

постановление об изгнании ариан за пределы ВКЛ (1658 г.)

кальвинистская шляхта переходила в католичес-тво

клерикализация культуры

принудительная полонизация