СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для педагогов "Использование дидактических и сенсорных игр в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной  работе даны рекомендации педагогам о необходимости использования дидактических  и сенсорных игр и упражнений в коррекционной работе с детими дошкольного возраста с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для педагогов "Использование дидактических и сенсорных игр в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ"»

Симптомы, причины нарушений сенсорной интеграции- индикаторы для специалиста


Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.

Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации,  малыши «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и т.д.).

У детей с нарушением сенсорной интеграции происходит сбой в обработке полученных от рецепторов данных. Синдром проявляется в поведении, тактильных ощущениях, познавательном и моторном развитии. Больные дети кажутся истеричными, капризными, избалованными. На самом деле, причина деструктивных реакций кроется в нарушениях работы ЦНС.


Нарушения сенсорной интеграции возникают в

результате следующих причин:
- Генетическая предрасположенность
- Патологии внутриутробного развития/внутриутробные инфекции
- Родовые травмы
- Патологии в новорожденном/грудничковом периодах
- Средовые факторы (экология)
- Нарушения нервно-психического развития
- Черепно-мозговые травмы
- Детский церебральный паралич (ДЦП)
- Расстройства аутистического спектра (РАС)
- Врожденный аутизм
А также в результате синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Важно, что дисфункция сенсорной интеграции практически всегда выявляется при аутизме, РАС, ДЦП и при повреждениях головного мозга (например, черепно-мозговые травмы); часто - при СДВГ.



Симптомы

Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:

  • Тактильная дисфункция

Неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.

  • Вестибулярная дисфункция

Гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.

  • Проприоцептивная дисфункция.

Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).

  • Аудиальная дисфункция

Повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.

  • Оральные дисфункции

Защитная реакция — ест небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу. Низкая реакция на оральные сигналы — жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.

  • Обонятельная дисфункция

Чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.

  • Визуальная дисфункция

Гиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, пишет залом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.

  • Артикуляционная дисфункция

Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.

  • Социальная дисфункция

Сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.

  • Эмоциональная дисфункция

Импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.

  • Игровая дисфункция

Не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.

  • Дисфункция саморегуляции

Раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.

  • Интроцепция (внутренняя регуляция)

Непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.

СЕНСОРНЫЕ ЗОНЫ: ПОЛОЖЕНИЕ, ФУНКЦИИ

Данная таблица кратко описывает сенсорные зоны, их положение и функции, а также содержит примеры развития различных областей тела, которые советуют ведущие специалисты в области терапии.


Система

Положение

Функции

Примеры

Тактильная

Кожа – это совокупность клеток, распространенных по всему телу. Областями наибольшего их скопления являются: губы, руки и половые органы

Обеспечивает информацией об окружающей среде, объектах и их свойствах (осязание, давление, фактура, холод, боль и др.)

1. Утяжеленная жилетка / куртка 2. Пуховое одеяло

3. Лифтинг крем для тела

4.Антистрессовые игрушки

5. Прикасаться к холодному / теплому

6. Рисовать на песке

Вестибулярная

Внутреннее ухо – стимулируется за счет движений/вращений головой и развития других функций, особенно зрительной

Обеспечивает информацией о нашем местоположении и о движущихся вокруг нас объектах. Также, сообщает о скорости и направления движения тела, посылая импульс в головной мозг.

1. Прыгать на батуте

2. Висеть вниз готовой

3. Заниматься на терапевтическом надувном мяче

4. Качаться на качелях

5. Вращаться на каруселях.

Проприоцептивная

Мышцы и суставы – активизируются за счет сокращения и движения мышц.

Обеспечивает информацией о конкретной части тела и ее движении.

1. Выполнять физические упражнения

2. Делать зарядку

3. Ходить в походы

4. Бег 5. Ходить на руках (положение "тачка")

Визуальная

Сетчатка глаза – стимулируется за счет периодического направления на глаза световых лучей

Обеспечивает информацией об объектах и субъектах, а также помогает расширить визуальный спектр во время движения.

1. Очки

2. Кепка

3. Лазерная ручка

4. Темное помещение

Слуховая

Внутреннее ухо – стимулируется за счет звуковых волн

Обеспечивает информацией о звуковых сигналах в окружающей среде (громкие, тихие, далекие, близкие, высокие, низкие)

1. Ушные затычки

2. Наушники

3. Музыка

4. Звон колоколов

5. Говорящие игрушки 6. Аудиозаписи

Вкусовая

Вкусовые рецепторы на кончике языка, тесно связаны с системой обоняния.

Обеспечивает информацией о видах вкуса (сладкий, горький, кислый, острый, соленый)

1. Есть хрустящую пищу 2. Надувать пузыри из жевательной резинки

Обоняние

Обонятельные рецепторы на назальной мембране, тесно связаны с вкусовой системой человека.

Обеспечивает информацией о видах запаха (затхлый, резкий, гнилой, цветочный, едкий).

1. Пахнущие ручки или маркеры

2. Душистые свечки

3. Назальные затычки


Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Ежесекундно огромное количество сенсорных импульсов передаются от внешних и внутренних органов к мозгу еще до момента появления малыша на свет, а после рождения их количество возрастает во много раз. Если ребенок рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает. Ребенок должен иметь возможность много самостоятельно двигаться, активно вступая в самые разные взаимодействия с миром. Копаться с утра до вечера в песочнице, лазать по деревьям, играть со сверстниками в “казаков-разбойников”, “прыгалки-резиночки” и другие активные игры. Шлепать босиком по грязи и лужам, набивать шишки и ссадины. Все это было в нашем детстве, детстве наших родителей, бабушек и дедушек. И это то, чего катастрофически не хватает современным детям. Именно отсюда — рост как снежный ком проблем со вниманием и обучением у школьников. Моторная неловкость, быстрая истощаемость нервной системы, эмоциональная неустойчивость.


Абсолютно всем детям нужен сенсорный опыт, адекватная способность обрабатывать и интегрировать различные виды сенсорной информации, формирование адаптивных ответов.