Представляю перечень рекомендуемых заданий по профилактике нарушений письменной речи, которые учитель может свободно включать в образовательный процесс, на уроках русского языка и чтения.
3 этап: развитие фонематического анализа и синтеза.
1 этап работы – развитие языкового анализа и синтеза. Основная задача: научить детей различать языковые единицы, умение определять количество, последовательность и место слов в предложении, умение видеть начало и конец предложения. |
Анализ предложения | Рекомендуемые задания: Сосчитайте сколько слов в предложении. Укажите первое и втрое слово в предложении. Составьте предложение по данному образцу. Мальчик сидит. Мама …… . Кошка … . |
Работа с деформированным предложениием | Составь из данных слов предложение Вставь пропущенное слово, предлог. |
Работа с текстом | Определи на слух количество предложений Поставь точки в конце предложений (работа с текстом без знаков препинания) Составь из данных предложений текст |
Распространение предложений, увеличивая количество слов | Составьте предложение сначала из трёх слов, затем из четырёх,пяти, более слов, если уже дано предложение из двух слов. Девочка чистит. Девочка чистит картошку. Девочка чистит картошку ножом. Девочка чистит крупную картошку ножом. Прослушайте предложение. Каждое предложение увеличьте на одно, два, три, четыре слова. Оля читает. Дети собирали. Лена подарила. Машина проехала. Вова ел. Подберите к вопросу слово так, чтобы получилось предложение. Посчитайте количество слов в последующем предложении. Прослушайте предложение. Каждое предложение сократите до четырёх, трёх, двух слов. Назовите главные слова в предложении. Распространите короткое предложение самостоятельно. |
Составление графических схем предложения. | ═══ ─── . Оживают деревья. ─── ═══. Почки набухают. Моросит дождь. Загремел гром. и т.п. |
Выделение из текста предложений с определённым количеством слов. | Подними руку, когда услышишь предложение, состоящее из двух, трёх, четырё, пяти, шести слов. Поднять цифру соответственно количеству слов предъявленного предложения (предлагаются небольшие тексты). |
2 этап работы – развитие слогового анализа и синтеза. Основная цель данного этапа – научить детей определять слоговой состав слов, делить слова на слоги и выделять гласные звуки, которые и помогают правильно разделить слово на слоги. |
Формирование слогового анализа с опорой на вспомогательные средства. | ра… но… Зи… во… гу… ла… поднять цифру, соответствующую количеству слогов в слове. выделить первый слог из названных картинок, записать его. определить пропущенный слог в слове с помощью картинки найти в словах по слуху первый слог, второй, третий. составить слово из слогов, данных в порядке, в беспорядке. выписать из стихов слова сначала в один слог, потом в два слога, затем три и четыре слога |
3 этап работы – развитие фонематического анализа и синтеза. |
Формирование функции фонематического анализа и синтеза | - найти в слове первый слог и назвать в нём звуки - найти в слове второй слог и назвать в нём звуки - прослушайте и назовите каждый звук в предложенных словах, составьте эти слова из букв разрезной азбуки и прочитайте их - назвать все звуки в словах по порядку, прочитать и списать предложенные слова - прослушать и назвать первый, второй звуки в предложенных словах - назвать все звуки в предложенных словах и сложить из букв разрезной азбуки и подчеркнуть две первые буквы - прочитать и выписать слова с двумя согласными буквами в начале слова - прослушать и назвать третий, четвёртый звук в предложенных словах - назвать все звуки в предложенных словах и сложить из букв разрезной азбуки и подчеркнуть две последние буквы - прочитать и выписать слова с двумя согласными в конце слова - прочитать и найти два первых и два последних звука в предложенных словах - прочитать и назвать три первых звука в предложенных словах - списать и подчеркнуть две первые и две последние буквы в предложенных словах - прочитать предложения и выписать слова с несколькими согласными, стоящими рядом |
Закрепление фонематического анализа, синтеза, звукобуквенного конструирования слов | - вставить пропущенные буквы в слова - составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки выбрать из предложения слова с определённым количеством звуков, устно назвать их и записать - добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово - подобрать слова с определённым количеством звуков - преобразовать предложенные слова - из данного слова составить другие слова - от записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова - составить графическую схему предложения - придумать самостоятельно слова по графическим схемам и т.п. |