Просмотр содержимого документа
«Рекомендации педагогам по работе с гиперактивным ребенком»
Рекомендации педагогам
по работе с гиперактивным ребенком
Уважаемые педагоги! Предположим, что гиперактивного ребенка зовут Влад, а во время первичной диагностики были выявлены следующие проблемы: суетливость, неусидчивость, невнимательность и чрезмерная эмоциональность, а в медицинской карте установлен диагноз - СДВГ.
.
Непоседа, живчик, вечный двигатель - все эти определения подходят Владу. Он слишком подвижный, импульсивный, несобранный..., но не следует забывать, что он ещё и веселый, добрый, любопытный, сообразительный.
Он нуждается в помощи взрослых. Одна из основателей детской психологии в нашей стране М.И. Лисина писала: «Ребенок не может стать нормальным, полноценным человеком, если он не получает достаточного внимания и заботы со стороны взрослых». Владу необходимо помочь реализоваться, а не разозлиться на весь мир.
И важным моментом во взаимодействии с ним является наличие четко сформулированных, понятных правил работы:
Правило 1. Не ожидайте всего сразу. Начинать надо с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ёрзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе работы). Помните, если вы одергиваете ребенка, то усилия переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время урока.
Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды занятий, но не слишком часто. Во время урока устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией. Также педагогу можно договариваться с мальчиком заранее, подготавливая его к смене рода занятий. Например, за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось три минуты».
Правило 3. В процессе обучения, особенно на первых порах, мальчику очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать чувство успеха (а как следствие - повысить учебную мотивацию). Владу необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у него должна повышаться самооценка.
Правило 4. Так как Владу сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово или условный жетон, но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.
Рекомендации:
Хорошее поведение и успехи в любой деятельности вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
Направляйте лишнюю энергию в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.п.
Влад должен находиться перед глазами учителя, оптимальное место для него – в центре класса, напротив доски, так как ребенку должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих знаний и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуемая частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
Давайте задание в соответствии с рабочим темпом и способностями ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований.
Создавайте ситуации успеха, в которых Влад имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
Совместно со школьным психологом помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
Старайтесь игнорировать негативные поступки Влада и поощряйте позитивные. Стройте процесс обучения на положительных эмоциях. Помните, что с таким ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломать его.
Помните, что положительные изменения наступят не так, быстро, как хотелось бы. Улучшение состояния ребенка зависит не только от специальной коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения к нему.
Общение для Влада с взрослыми является главным и решающим условием становления всех его психических способностей и качеств: мышлений, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр.
От вашего отношению к нему, от количества общения зависит и уровень развития его способностей, и характер, и само будущее. Помните об этом!
Специалисты Центра выражают надежду, что соблюдение данных рекомендаций поможет Вам в дальнейшей работе с Владом.
Желаем успеха и терпения в вашем не легком труде!
Педагог-психолог: Горшкова Т.В.