СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рекомендации по чтению с губ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации изложены рекомендации по проведение диктантов по чтению с губ в коррекцинных школах.

Просмотр содержимого документа
«"Рекомендации по чтению с губ"»

Рекомендации к проведению

слухозрительных диктантов

Чтение с губ – это зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов говорящего.

Если для речевого сообщения нормально слышащих людей чтение с губ встречается в роли лишь подсобного средства, то для людей с нарушением слуха, его роль значительно возрастает, а для глухих чтение с губ становится основным способом восприятия устной речи.

Механизм чтения с губ сложен, включает три основных компонента:

- зрительное восприятие речевых движений;

- рефлекторное подражание этим движениям, сопровождаемое

- соответственным кинестетическими раздражениями;

- догадка, основанная на смысловом контексте.

Факторы, от которых зависит успешность чтения с губ:

- внешние условия, освещение, расстояние от собеседника, положение его головы, строение его речевых органов и особенности произношения;

- характер речевого материала и обстановка, в которой происходит разговор;

- удовлетворительное состояние зрения ученика;

- степень развития речи со стороны ее лексики и грамматики;

- степень овладения произносительными навыками.

Периодические требования к работе над развитием навыка чтения с губ:

- необходимо обеспечить благоприятные условия для зрительного восприятия учащимися речевых движений;

- расстояние от собеседника 1,5 – 2м;

- читать с губ легче, если собеседник непосредственно обращен лицом к читаемому с губ;

- лицо говорящего должно быть достаточно освещено. Нельзя, чтобы говорящий стоял спиной к источнику света.

Особые требования, предъявляемые к речи сурдопедагога:

- темп речи и интенсивность артикуляции должны зависеть от ступени обучения и характера речевого материала;

- речь учителя должна быть умеренно замедленной, с отчетливой, но естественной артикуляцией;

- речи учителя должно быть свойственно правильное словесное ударение и соблюдение норм орфографии;

- педагог должен говорить связно, выразительно, с достаточно естественной мимикой лица.

- в развернутых фразах следует делать паузу между синтагмами.

Постоянное применение глухими звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования приводит к тому, что чтение с губ выступает в качестве одного из компонентов бисенсорного слухозрительного восприятия устной речи.

Одним из видов специальных упражнений, направленных на развитие навыков слухозрительного восприятия устной речи являются диктанты по чтению с губ, которые проводятся учителями русского языка и всеми учителями предметниками.

Требования к диктанту по чтению с губ:

  1. Диктанты по чтению с губ должны быть связанны с работой по формированию у учащихся словесной речи.

  2. Тексты диктантов строятся на знакомом речевом материале (словарь, фразеология, грамматические формы, тематика диктантов берется из уроков чтения, развития речи, русского языка или другого предмета), соблюдение этого требования является необходимым условием для того, чтобы приучить детей опираться в процессе чтения с губ на смысловой контекст.

  3. При составлении текста диктанта необходимо учитывать степень трудности тех или иных элементов речи для зрительного их восприятия. Речевой материал должен подвергаться анализу и обрабатываться в целях устранения непосильных трудностей обусловленных плохой видимостью тех или иных слов.

  4. Диктант может быть частью урока (терминологический диктант) или отдельным уроком.

Рекомендации к методике проведения диктанта по чтению с губ.

1. Количество слов в диктанте должно примерно соответствовать объему текстов, предлагаемых программой в разделе «Развития речевого слуха»:

5 класс - 40 слов

6 класс - 50 слов

7 класс - 60 слов

8 класс - 70 слов

9 класс - 80 слов

10 класс - 90 слов

11 класс - 100 слов

2. Текст диктанта читает учитель 1 раз полностью.

(После первичного чтения возможна беседа по содержанию. Вопросы и ответы – в устной форме).

3. Затем учитель читает каждое предложение 2 раза и учащиеся записывают его.

4. После этого учитель повторяет предложение 1 раз, учащиеся проверяют, что написали.

5. После того, как записано последнее предложение, учитель ещё раз читает текст диктанта полностью.

Целесообразно проверку диктанта проводить на этом же уроке. Формы проверки могут быть разные:

- учитель открывает текст диктанта, записанного на доске или плакате, а учащиеся исправляют свои ошибки карандашом.

- учитель предлагает ученикам поменяться работами и исправить ошибки друг у друга карандашом.

В старших классах можно предложить учащимся сосчитать количество правильного восприятия записанных слов, вычислить проценты правильно воспринятых и записанных слов и оценить работу по следующей схеме:


% правильно воспринятых слов

Оценка

90-100%

«5»

70-90%

«4»

50-70%

«3»

Менее 50%

«2»