РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению психолого-педагогического консилиума
Организация работы психолого-педагогического консилиума школы
Психолого-педагогическии консилиум — организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, классе, параллели, которой владеют учителя, классные руководители, школьный медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог. На основе целостного видения проблемы он разрабатывает общую педагогическую стратегию работы с параллелью, классом или отдельным школьником.
Консилиум позволяет:
педагогу-психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе тем субъектам образовательного процесса,
которые обладают значительно большими возможностями по влиянию и взаимодействию с учеником или коллективом;
учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения школьников;
педагогическому коллективу выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, предоставляя опыт коллективной деятельности;
объединить усилия различных субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии школьников;
наметить программу индивидуального развития ученика, класса, параллели;
разработать меры по оказанию всесторонней помощи проблемному ученику или группе проблемных школьников.
Психолого- педагогический консилиум проводится:
в соответствии с планом работы школы;
по результатам обследования (психологической диагностики);
по запросу учителя;
по запросу педагога-психолога;
по запросу родителей школьников;
по запросу социального педагога;
по запросу медицинского работника школы;
отдельный класс;
группа школьников
отдельный ученик.
Консилиумы планируются в начале учебного года и проводятся в соответствии с планом.
Предлагается проводить следующие плановые консилиумы:
1-е классы — проблемы адаптации к ситуации школьного обучения;
5-е классы — проблемы адаптации к ситуации предметного обучения;
6-8-е классы— проблемы младшего подросткового возраста;
9-11 -е классы — проблемы старшего подросткового возраста и профориентации.
Участники консилиума:
—заместители директора школы по учебно-воспитательной и воспитательной работе;
— педагог-психолог;
— школьный медицинский работник;
Необходимая информация от учителей-предметников может поступать консилиуму через классного руководителя и
частично — педагога-психолога. Представление данных для консилиума следует осуществлять по заранее согласованным
формам. Эти формы заполняются на тех школьников, чьи проблемы выносятся для обсуждения на консилиуме в период
подготовки к его заседанию.
Руководить процессом обсуждения на консилиуме может любой из его участников в зависимости от традиций школы.
Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобнее всего группировать обсуждения на консилиуме не по классам,
а по степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения.
По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по
оказанию помощи или сбору дополнительной информации,- определяются исполнители и сроки.
Какую информацию предоставляет каждый участник психолого-педагогического консилиума
1. Информация педагога-психолога
Педагог-психолог предоставляет на консилиум информацию о конкретных школьниках и обобщенные данные по классу
(параллели классов), которая включает в себя:
Изучению консилиума подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В них информация о ребенке или его семье облекается в формы:
— не нарушающие их права на конфиденциальность;
—доступные для понимания педагогам.
Формой предоставления психологических данных может быть приложение к протоколу психологического обследования, заполняемого педагогом-психологом накануне консилиума. В бланке приложения к протоколу данные могут быть обобщены следующим образом:
1. В свободной форме описаны психологические особенности:
-обучения;
-поведения;
-самочувствия школьника.
2. Названы обнаруженные нарушения или отклонения от:
—социальной нормы у того или иного школьника
3. Описаны конкретные проявления этих нарушений:
—умственное снижение по отношению к возрастной норме;
— психологические нарушения в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях.
Указаны причины существующих нарушений.
Перечислены адекватные формы помощи конкретным школьникам.
Информация по классам представляется в сводных таблицах.
2. Информация классногоруководителя
Классный руководитель представляет на консилиум:
трудности, которые испытывает тот или иной ученик е различных ситуациях;
особенности индивидуальных черт его обучения;
самочувствие ученика в школе.
Характеристика школьника складывается из следующих показателей:
Качественные характеристики учебной деятельности.
Количественные показатели учебной деятельности.
Показатели поведения и общения в ходе учебной деятельности.
Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.
Давая характеристику школьнику, классный руководитель останавливается на тех показателях, которые содержат важную
для работы консилиума информацию.
3. Информация медицинского работника
Медицинский работник предоставляет информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников.
Выделяются три основных показателя:
1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
соответствие физического развития возрастным нормам;
состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;
переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).
2. Факторы риска нарушения развития:
наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка;
факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.
3. Характеристика заболеваний за прошлый учебный год и часть текущего учебного года.
Ход консилиума по обсуждению проблем конкретных школьников
Ведущим консилиума может быть заместитель директора школы, классный руководитель или педагог-психолог. Ведущий:
—устанавливает порядок обсуждения;
— следит за соблюдением регламента и не допускает, чтобы обсуждение деловых проблем переходило в область
эмоциональных реакций.
1. Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума Если наиболее проблемная
информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медицинского работника —
начинают они. Если все участники консилиума относят данного учащегося к числу наиболее проблемных, правильнее
начать обсуждение с педагога.
Обмен информацией служит основой для заполнения заключения консилиума, касающегося описания актуального психолого-педагогического состояния школьника.
2. Разработка стратегии помощи конкретном уученику
Участники консилиума отвечают на вопросы:
— какого рода помощь требуется школьнику?
—какую развивающую работу желательно с ним осуществлять?
какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения?
какую работу могут взять на себя участники консилиума?
какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели?
что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы?
Ответы предполагают установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм
контроля.
Работа консилиума заканчивается написанием итогового документа— заключения, которое представляется в произвольной форме.