СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по организации работы ПМПк школы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по организации и планированию работы школьного ПМПк.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по организации работы ПМПк школы»

РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению психолого-педагогического консилиума

Организация работы психолого-педагогического консилиума школы

Психолого-педагогическии консилиум — организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, классе, параллели, которой владеют учителя, классные руководители, школьный медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог. На основе целостного видения проблемы он разрабатывает общую педагогическую стратегию работы с параллелью, классом или отдельным школьником.

Консилиум позволяет:

  • педагогу-психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе тем субъектам образовательного процесса,
    которые обладают значительно большими возможностями по влиянию и взаимодействию с учеником или коллективом;

  • учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения школьников;

педагогическому коллективу выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, предоставляя опыт коллективной деятельности;

объединить усилия различных субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии школьников;

  • наметить программу индивидуального развития ученика, класса, параллели;

  • разработать меры по оказанию всесторонней помощи проблемному ученику или группе проблемных школьников.
    Психолого- педагогический консилиум проводится:

  • в соответствии с планом работы школы;

  • по результатам обследования (психологической диагностики);

  • по запросу учителя;

  • по запросу педагога-психолога;

  • по запросу родителей школьников;

  • по запросу социального педагога;

  • по запросу медицинского работника школы;

  • по запросу ученика или группы школьников.
    Объектом обсуждения на консилиуме может быть:

  • параллель классов;

  • отдельный класс;

  • группа школьников

  • отдельный ученик.

Консилиумы планируются в начале учебного года и проводятся в соответствии с планом.

Предлагается проводить следующие плановые консилиумы:

1-е классы — проблемы адаптации к ситуации школьного обучения;

5-е классы — проблемы адаптации к ситуации предметного обучения;

6-8-е классы— проблемы младшего подросткового возраста;

9-11 -е классы — проблемы старшего подросткового возраста и профориентации.

Участники консилиума:

—заместители директора школы по учебно-воспитательной и воспитательной работе;

— педагог-психолог;

— школьный медицинский работник;

  • классные руководители (в начальной школе— основные учителя);

  • социальный педагог;

  • приглашенные учителя-предметники.

Необходимая информация от учителей-предметников может поступать консилиуму через классного руководителя и

частично — педагога-психолога. Представление данных для консилиума следует осуществлять по заранее согласованным

формам. Эти формы заполняются на тех школьников, чьи проблемы выносятся для обсуждения на консилиуме в период

подготовки к его заседанию.

Руководить процессом обсуждения на консилиуме может любой из его участников в зависимости от традиций школы.

Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобнее всего группировать обсуждения на консилиуме не по классам,

а по степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения.

По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по

оказанию помощи или сбору дополнительной информации,- определяются исполнители и сроки.

Какую информацию предоставляет каждый участник психолого-педагогического консилиума

1. Информация педагога-психолога

Педагог-психолог предоставляет на консилиум информацию о конкретных школьниках и обобщенные данные по классу

(параллели классов), которая включает в себя:

  • результаты собственных наблюдений;

  • результаты экспертных опросов педагогов и родителей школьников;
    ■— результаты обследования школьников.

Изучению консилиума подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В них информация о ребенке или его семье облекается в формы:

— не нарушающие их права на конфиденциальность;

—доступные для понимания педагогам.

Формой предоставления психологических данных может быть приложение к протоколу психологического обследования, заполняемого педагогом-психологом накануне консилиума. В бланке приложения к протоколу данные могут быть обобщены следующим образом:

1. В свободной форме описаны психологические особенности:

-обучения;
-поведения;
-самочувствия школьника.

2. Названы обнаруженные нарушения или отклонения от:

  • возрастной;

  • психической;

—социальной нормы у того или иного школьника

3. Описаны конкретные проявления этих нарушений:

—умственное снижение по отношению к возрастной норме;

— психологические нарушения в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях.

  1. Указаны причины существующих нарушений.

  2. Перечислены адекватные формы помощи конкретным школьникам.
    Информация по классам представляется в сводных таблицах.

2. Информация классногоруководителя

Классный руководитель представляет на консилиум:

  • результаты своих наблюдений и бесед с учителями-предметниками;

  • педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом.
    Классный руководитель фиксирует:

  • трудности, которые испытывает тот или иной ученик е различных ситуациях;

  • особенности индивидуальных черт его обучения;

  • самочувствие ученика в школе.

Характеристика школьника складывается из следующих показателей:

  1. Качественные характеристики учебной деятельности.

  2. Количественные показатели учебной деятельности.

  3. Показатели поведения и общения в ходе учебной деятельности.

  4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.

Давая характеристику школьнику, классный руководитель останавливается на тех показателях, которые содержат важную

для работы консилиума информацию.

3. Информация медицинского работника

Медицинский работник предоставляет информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников.

Выделяются три основных показателя:

1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:

  • соответствие физического развития возрастным нормам;

  • состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;

  • переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).

2. Факторы риска нарушения развития:

  • наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка;

  • факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.

3. Характеристика заболеваний за прошлый учебный год и часть текущего учебного года.

Ход консилиума по обсуждению проблем конкретных школьников

Ведущим консилиума может быть заместитель директора школы, классный руководитель или педагог-психолог. Ведущий:

—устанавливает порядок обсуждения;

— следит за соблюдением регламента и не допускает, чтобы обсуждение деловых проблем переходило в область
эмоциональных реакций.

1. Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума Если наиболее проблемная
информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медицинского работника —
начинают они. Если все участники консилиума относят данного учащегося к числу наиболее проблемных, правильнее
начать обсуждение с педагога.

Обмен информацией служит основой для заполнения заключения консилиума, касающегося описания актуального психолого-педагогического состояния школьника.

2. Разработка стратегии помощи конкретном уученику
Участники консилиума отвечают на вопросы:

— какого рода помощь требуется школьнику?

—какую развивающую работу желательно с ним осуществлять?

  • какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения?

  • какую работу могут взять на себя участники консилиума?

  • какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели?

  • что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы?

Ответы предполагают установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм

контроля.

Работа консилиума заканчивается написанием итогового документа— заключения, которое представляется в произвольной форме.