Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется двумя компонентами:
· Невнимательность:
С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр
Часто допускает ошибки из-за небрежности
Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь
Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца
Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания
Избегает задания, требующие длительной концентрации
Часто теряет свои вещи
Легко отвлекается на посторонние стимулы
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях
Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках
Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте
Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.
Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге
Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор»
Часто бывает болтливым
Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца
Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях
Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места
Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка в данном в случае – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его.
Рекомендации родителям:
проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
не допускайте ссор в присутствии ребенка.
установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;
чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
избегайте, по возможности, больших скоплений людей;
во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером.
Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть.
Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля.
Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка.
Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.
Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком.
Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.
Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.