СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации родителям по подготовке к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации разработаны мной на основе опыта работы с дошкольниками и младшими школьниками  качестве психолога и тьютора

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям по подготовке к школе»

Рекомендации по повышению уровня готовности к школе


Психологическая готовность к школе предполагает многокомпонентное образование.

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. на языке психологии, - мотивация к обучению.

У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему трудно будет выдержать нагрузку в течение всего урока.

И, самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, что бы ребенок успевал работать вместе с классом.



При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающему, фиксировать внимание на том, что он видит во время прогулок, экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развернутый рассказ. Родителям следует посоветовать почаще читать ребенку детские книги, устраивать совместные кинопросмотры, обсуждать увиденное, прочитанное.


При несформированности положительного отношения к школе необходимо уделять ребенку как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться не в школьных, а в дошкольных формах. Оно должно быть непосредственным эмоционально насыщенным. От такого ученика нельзя строго требовать соблюдение правил школьной жизни, нельзя наказывать и ругать его за и нарушение. Это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к школе, учению и учителю. Необходимо дождаться, пока малыш сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению.


Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх во внеурочное время. Нужно почаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятия каих-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль врача при игре в больницу, капитана корабля, продавца в магазине и т.п.)

Не надо стараться натренировать ребенка на понимание и выполнение заданий. Это даст лишь видимость успеха, а при столкновении с любой новой для себя задачей он окажется также беспомощен, как и раньше.

Не нужно торопиться с выработкой навыков: надо работать над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.


Недостаточный уровень развития образных представлений – одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем, период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста.

Для развития образных представлений большое значение имеют изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала (собрать простую модель из конструктора и т.п.)

В подборе заданий можно опираться на «Программу воспитания в детском саду».

Очень важно привить ребенку веры в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого важно почаще хвалить его, не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, что бы улучшить результат.


При недостаточном уровне развития мелких движений полезные же виды деятельности, что и для развития образных представлений (изобразительная, конструктивная). Можно нанизывать бусы, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки. Эти действия охотно совершаются детьми в процессе игры с куклой: ее раздевание перед «укладыванием спать», одевание для «прогулки» и т.п.


Для развития крупных движений важно добиваться повышения двигательной активности. Не нужно привлекать малыша к участию в спортивных соревнованиях: неудачи могут окончательно отпугнуть его от физкультуры.

В этом случае гораздо полезнее занятия, не содержащие соревновательных элементов: физическая зарядка, шуточные игры типа «каравай», «баба сеяла горох» и т.п.

Родителям следует почаще играть с ребенком в мяч, вместе кататься на лыжах и т.п.

Очень полезны занятия плаванием.


Упражнения на развитие памяти:

1.Развитие объема кратковременной слуховой памяти: «Каскад слов»

Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д.( интервалы между словами 1секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

То количество слов, которое ребенок сможет повторить за вами, есть объем его слуховой кратковременной памяти. Ребенок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд 5-6 слов.

Примеры слов:

1 огонь

2 дом, молоко

3 конь, гриб, игла

4 петух, солнце, асфальт, тетрадь

5 крыша, пень, вода, свеча, школа

6 карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб

7 орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын и т.д.

2. Игра «Я положил в мешок..»

В эту игру можно играть с кругу семьи или во время длительных поездок с детьми.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоко». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоко и банан». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. В этих играх неважно, кто победит, важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.


3.Упражнение на развитие зрительной памяти

Разложите на столе перед ребенком палочки (спички), из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, треугольник и т.д.) попросите ребенка посмотреть внимательно на эти фигуры в течение 2х секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.

Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.


Приемы, помогающие запоминанию


Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши, предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему повторить эти слова. Ребенок сам выбирает, что он будет рисовать, главное, что бы это помогло ему вспомнить прочитанное.

При запоминании, например, номера телефона, можно придумать какие-либо близкие ребенку аналогии к каждой цифре.


Советы родителям:


1. Не допускайте, что бы ребенок скучал во время занятий с вами. Интерес - самая лучшая мотивация, он делает детей по-настоящему творческими личностями.


2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку болеет легкий вариант.


3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.


4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку знания, превышающие его интеллектуальные возможности.


5. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.


6. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, все это пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.


7. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д.

Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.