Луговской филиал
МБОУ Ковылкинская СОШ
Памятка для родителей
Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения школьника
Проявление детской агрессии
Агрессия – стремление к моральному и физическому подавлению других людей, достижение своих целей средствами насилия, а порой и просто бессмысленное насилие по отношению к окружающим.
Виды детской агрессии:
физическая агрессия, ребенок может нападать на окружающих или ломать вещи, на тех, кто не виноват, но просто «подвернулся под руку».
вербальная агрессия — оскорблять окружающих, ругаться.
Инструментальная агрессия, направленная на того, кто мешает достижению цели;
Аутоагрессия - направленная на самого себя, ребенок причиняет себе боль, находя в этом какое-то утешение.
К факторам, влияющим на
появление у детей агрессивности,
по мнению А. А Реана, относятся:
низкая степень сплоченности семьи;
конфликтность в семье, недостаточная близость между родителями и ребенком
неблагоприятные взаимоотношения между детьми;
неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека, авторитарный);
агрессия отца по отношению к матери;
повсеместная демонстрация сцен насилия;
нестабильная социально-экономическая обстановка в семье;
индивидуальная особенность человека (сниженная произвольность поведения, низкий уровень активного торможения)
Диагностические критерии агрессивности для детей школьного возраста:
Часто теряют контроль над собой.
Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми, используют физическое насилие.
Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
Завистливы и мнительны.
Проявляют жестокость по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).
Не умеют брать ответственность за свои поступки.
В отношениях проявляют низкий уровень сочувствия.
Имеют неврологические симптомы: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
Укреплению агрессивных форм
поведения у школьника
способствуют:
Скандалы в семье,
Применение физической силы во время семейных ссор (драки),
Грубое, жестокое обращение с ребенком,
Привлечение ребенка к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т.п.,
Просмотр боевиков, сцен насилия, как в художественных, так и мультипликационных фильмах,
Одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», « И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»
Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.
Шпаргалка для взрослых
или правила работы
с агрессивными детьми
При высоком уровни агрессивности важно научить ребенка на первом этапе освободиться от переполняющего гнева преемлемым способом:
Использовать игры и упражнения , с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев: «Обзывалки» (обзываться не обидными словами, н-р овощами или фруктами), «Два барана»» Рубка дров», «Тих-тиби-дух»);
Упр. «Лист гнева» (скомкать и порвать лист бумаги ):
любая двигательная активность поможет освободиться от негативных эмоций:
попрыгать на скакалке, побить боксерскую грушу или подушку, постучать мяч, топать ногами , выжимать полотенце, даже если оно сухое; потанцевать и т.д.
написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу; высказаться в кругу тех людей, которые
могут понять и посочувствовать;
сделать глубокий вдох и досчитать до 10.
сделать 3–4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов
сначала максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их, и так сделать несколько раз;
На втором этапе необходимо учить детей навыкам распознавания своего эмоционального состояния и умению бесконфликтного общения:
Избежать конфликтов и в то же время сделать так, чтобы партнер вас услышал, поможет использование Я-сообщений.
Фраза при этом состоит из четырех основных частей:
1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».
2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».
3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.
4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».
В результате вместо обвинения «Ты опять опоздала» мы получаем фразу : «Когда ты опаздываешь, я волнуюсь, потому что не знаю причину твоего опоздания. Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».
На третьем этапе важно формировать способность у ребенка к эмпатии, доверию, сочувствию, через традиции, обсуждение фильмов, рассказов, историй в семейном кругу. Именно в кругу близких при уважительном выслушивание мнений всех членов семьи и появляются такие способности.
Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими - все это поможет наладить взаимоотношения с сыном или дочерью!
Успехов ВАМ, дорогие родители!