Министерство образования и науки Республики (Саха) Якутия
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Саха (Якутия)
«Южно-Якутский технологический колледж»
Программа проведения курсов по теме
«Ремонт бескамерных шин»
Форма подготовки: очная
г. Нерюнгри 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | стр. 3 |
1. Разновидности домкратов | стр. |
2. Техника безопасности при снятии колеса | стр. |
3.Ремонт бескамерных шин | стр. |
Введение
В последнее время основной для водителей закон серьезно меняется и регулярно проверять автомобилистов на его знание просто необходимо. Так ли это? Мы решили заглянуть не на пару лет назад, а на несколько десятилетий, вооружившись Правилами дорожного движения 1967 и 1973 годов. Правила из 1960‑х поражают наивностью. Они разрешают при отсутствии дорожных знаков проезжать городские площади «по кратчайшим направлениям», ограничивают скорость движения только в городе, а на Т‑образных перекрестках по умолчанию назначают главной дорогой ту, что идет по прямой. А еще было запрещено обгонять в гололед и при плохой видимости, а также обдавать пешеходов водой и грязью с дороги.
В Правилах 1967 года всего 83 знака (сейчас — вчетверо больше), но основные пункты и их содержание в точности соответствуют нынешним. В частности, определено понятие «помеха справа», перечислены меры по обеспечению безопасности пешеходов и пассажиров. Есть описание стрелок, указывающих направление движения по полосам, и светофоров с дополнительными секциями (смешно, если вспомнить, какая интенсивность движения в СССР была полвека назад!). И даже «механическим транспортным средством», как и сейчас, признавалось лишь то, что приводилось в движение двигателем рабочим объемом не менее 50 кубиков.
А в 1973 году в СССР вступили в силу новые Правила и ГОСТ на дорожные знаки, которые привели организацию движения в соответствие с международными нормами. Несмотря на масштабные изменения, обязательных переэкзаменовок в Союзе не устраивали.
Характеристики шин, фар и слабая дорожная инфраструктура накладывали на водителей серьезные ограничения.
Фактор неопределенности.
Фактически у нас и по сей день действуют Правила 45‑летней давности, хотя печать времени видна в первой же главе «Общие положения». В документе 1973 года разъясняется 19 терминов, а в нынешних ПДД их уже 58, включая «гибридный автомобиль», «дневные ходовые огни», «электромобиль» — таких терминов в 1970‑е годы, считай, не употребляли.
Из перечня необходимых водителю документов исчезла доверенность (хотя ушлые гаишники спрашивают ее до сих пор) и добавился полис ОСАГО. Не требовали в 1970‑х лицензию у таксистов, а у инвалидов — подтверждающие документы. Их ввели на фоне массовых нарушений последних лет.
В свою очередь, советские граждане были бы крайне удивлены нынешними пунктами, запрещающими пользоваться телефоном за рулем, обязывающими пристегиваться ремнями безопасности (эту норму в СССР ввели только в 1979 году), позволяющими оформлять аварию без вызова сотрудников ГАИ, а также термином «опасное вождение».
Отметим, что действующие Правила не требуют от водителя иметь в машине бланк европротокола и цифровой фотоаппарат, - но куда теперь без них?
Данный курс рассчитан на 2 академических часа обучения.
План проведения курсов:
Тема | Часы |
1. Разновидности домкратов | 30 минут |
2. Техника безопасности при снятии колеса | 45 минут |
3.Ремонт бескамерных шин | 45 минут |
Итого: | 2 часа |
Домкрат применяется как при потребности выполнения ремонта автомобиля, так и для разрешения появившихся нестандартных ситуаций или текущего техобслуживания транспортного средства. К нестандартным ситуациям можно отнести оперативную замену колеса, его «освобождение» из ямы, грязи и так далее. Автовладельцы, которые неравнодушны к бездорожью, вообще почти не выезжают без такого помощника.
Безусловно, покупка грузоподъемного оснащения даст возможность решить массу проблем, однако, не забывайте, что некорректное обращение с техникой способно и усугубить ситуацию. Важно знать, что подъем при помощи специализированных механизмов приводит к появлению определенных рисков, связанных как с целостностью автомобиля, так и с безопасностью самого автолюбителя. Об этом далее в статье.
Домкраты для легкового автомобиля

В наше время существует много разновидностей домкратов, поэтому автовладельцу порой сложно сделать правильный выбор. Какой же из данных инструментов наиболее удобный и практичный? Какой самый легкий по весу и простой в эксплуатации? Выбирать домкрат необходимо лишь после того, когда вам точно известен вес вашего авто и высота его клиренса. Кроме того, вы должны определить требуемую высоту подъема.
Реечные домкраты


Реечные домкраты имеют простейшую конструкцию. Выполнены из основной вертикальной рамы с зубчиками зацепления. По ним перемещается вертикальная рейка с помощью шестеренной либо рычажной передачи. Чтобы удерживать автомобиль в поднятом состоянии, в конструкции предусмотрена фиксирующая собачка.
Различные варианты домкратов реечного типа применяются не только при ремонте автомобилей, а и при подъеме разных грузов на складах, стройках и в депо. Именно поэтому они бывают различных размеров и грузоподъемности. Главное преимущество таких домкратов — возможность поднятия низко расположенных грузов.
Недостатки реечных домкратов:
Большой вес и неудобные габариты.
Потребность применения специальных выемок в дне транспортного средства при установке наконечника подхвата либо лапки подъемной рейки.
Небольшая площадь опоры, из-за чего создается некоторая неустойчивость поднятого авто, и необходимо применять дополнительные приспособления, чтобы зафиксировать его положение.
Винтовые домкраты

Подъем груза в данном случае происходит при помощи преобразования вращательного движения штока винта в поступательное перемещение подъемной площадки. Очень распространены ромбические винтовые подкатные домкраты, состоящие из 4 частей, которые шарнирно подсоединены на концах и образуют подвижный ромб.


Стоит отметить, что горизонтальная плоскость ромба являет собой конструкцию винтового штока, в условиях закручивания которого противоположные концы разворачиваются и начинают приближаться к центру. Одновременно с этим по вертикальной плоскости, где на концах расположены подъемная лапка с опорной пятой, происходит их отдаление друг от друга.


Кроме того, подъемная лапка обладает прорезью для ребра жесткости на дне авто, куда при подъеме устанавливается домкрат. Такие домкраты отличаются хорошей устойчивостью и высокой надежностью работы. В сравнении с реечными домкратами, ромбические изделия имеют малую высоту подъема, что незначительно при замене колеса. В собранном виде устройство не занимает много места, поэтому они достаточно популярны среди автолюбителей. Ручка, которая предназначена для перемещения штока винта, тоже имеет складываемую и удобную конструкцию.
Гидравлические подъемники


Гидравлические подъемные механизмы отличаются следующими преимуществами: компактной и удобной конструкцией, хорошей устойчивостью автомобиля в поднятом состоянии, легким и быстрым подъемом.
В таких домкратах рабочее давление жидкости может происходить вручную благодаря рукоятке насоса либо при помощи электрического компрессора. Конструктивно различают вертикальные бутылочные и подкатные домкраты. Что касается последних, то в них предусмотрены колесики. Они широко используются в мастерских и на СТО благодаря своей быстрой работе и мобильности. Подкатной домкрат эффективен там, где его эксплуатация происходит достаточно интенсивно.


Безусловные преимущества гидравлических подъемников:
Большое значение КПД.
Оптимальный коэффициент передачи усилия.
Плавное передвижение подъемного механизма.
Большие показатели грузоподъемности, хотя устройство имеет небольшие размеры.

Недостатки гидравлического домкрата:
Требует постоянного техобслуживания.
Небольшая подъемная высота.
Дорогостоящий ремонт и небольшой срок службы.
Снятие и установка колес Снятие установка колёс – это стандартная процедура, которую должен освоить каждый водитель. В пути может возникнуть ситуация, когда поблизости нет автосервиса или мастера, который способен произвести эту относительно простую процедуру. На дороге камера может повредиться и придётся вызывать эвакуатор. Но если вы способны самостоятельно заменить шину, то можно сэкономить достаточно много денег.
Как правильно это сделать? Для начала, нужно иметь необходимый набор инструментов. Стоит отметить, что снятие колеса производится не только для его замены. Иногда нужно провести его ремонт. Если постоянно откручивать и закручивать винты без специального ключа, то это не только повреждает крепления, но и может деформировать диск колеса.
Также не стоит это делать без соответствующей практики – если вы не уверены в своих силах, тогда лучше действительно обратиться к специалисту.
Инструкция снятия и установки колёс автомобиля
Порядок действий крайне простой:
Подготовка. Нужно включить автомобиль на первую скорость и поднять ручник. Зачем кладём упоры на остальные колёса, чтобы машина случайно не начала движение. Чтобы противооткатные упоры лучше сдерживали машину, лучше закрепить их молотком. Вытаскиваем ремонтный комплект шин. Проверьте его комплектность и начните с ослабления гаек в колесе, которое вы собираетесь снимать. Затем устанавливаем домкрат под небольшим углом. Откручиваем гайки. Используем для этого специальный ключ и снимаем колесо. Самым последним следует откручивать болт, расположенный на вершине колеса. Чтобы снять колесо нужно взять его ниже середины и поднять вверх. Не стоит оставлять кисти между корпусом и шиной, так как это может закончиться печально. Производим ремонт шины и колесо можно ставить обратно.Начинаем ставить с закручивания верхнего болта, а остальные лучше закручивать крест-накрест – это позволит лучше отцентрировать колесо.Завершение. После того, как всё готово, опускаем машину на землю и закрепляем все болты. Убираем все инструменты обратно в машину.
Не забывайте измерить давление в колесе и подкачать насосом до необходимой величины. Также необходимо проверить, не пропускает ли нипель воздух и если всё в порядке, то крепко заверните колпачок.
Какое оборудование необходимо для снятия колеса? В этом случае нужно купить запасное колесо, балонный ключ, домкрат, взять опоры для колёс, дощечку под домкрат, насос с манометром и перчатки. В машине любого водителя должны быть эти инструменты, если что-то случится в дороге, то при отсутствии этих инструментов придётся вызывать мастера или звонить друзьям. А если это случится в деревенской глуши, где нет связи? Лучше быть готовым заранее.
Домкрат должен быть подобран под вашу машину и соответствовать массе транспортного средства. Ключ должен подходить под ваши гайки и обладать достаточным углублением.
Балансировка на 4 колеса – особенности.
Ремонт бескамерных шин
Прокол бескамерной шины иногда не сразу найдешь, разве выдаст торчащая шляпка гвоздя или самореза. Но не спешите его вытаскивать: пока гвоздь на месте, бескамерная шина, в отличие от камерной, теряет воздух очень медленно. И возможно доехать до места ремонта. Только вот это инородное тело при качении колеса трет проволочки корда. А их роль та же, что у спиц в велосипеде: если лопаются, колесо идет винтом. Губит проволочки и коррозия, поэтому затягивать с ремонтом нельзя. При первой же возможности гвоздь следует выдернуть, а прокол – надежно запечатать. Вот о современных способах экспресс-ремонта шин и поговорим. Бывает, быстро найти прокол не удается. Нужно смочить шину водой – дырку укажут пузыри. В дороге, если воды нет, выручит незамерзайка для стекол. Одно из достоинств бескамерного колеса как раз в том, что прокол можно закупорить уплотняющим жгутом, ничего не разбирая. Мало того, переднее колесо даже не обязательно снимать – достаточно вывернуть руль в сторону и поддомкратить машину. А ремонтных жгутов в продаже немало. Остается только выбрать. Рассмотрим варианты. Самый распространенный – кордовый жгут. В его составе нейлоновое волокно, пропитанное бутилкаучуком, на ощупь липким. Для установки жгута нужны два шила – спиральное и установочное (вводное).
Первым проходим прокол насквозь и, вращая по часовой стрелке, очищаем его от грязи. Ввинчиваясь, шило расширяет канал и раздвигает проволочки металлокорда, не повреждая их. В отверстие установочного шила продеваем жгут, «вывинчиваем» из прокола спиральное и проталкиваем на 3–4 см шило со жгутом. Выдергиваем шило, жгут остается на месте. Излишки отрезаем, оставив над протектором 2–3 мм. Накачиваем колесо, ставим на место – можно ехать. uzr.com.ua Достоинства этого способа – простота и дешевизна.Главный минус – недолговечность. Месяцев через пять жгут, подсохнув, бывает, начинает помалу травить воздух – с потерей до 0,2 бар в неделю. Более надежен резиновый жгут с адгезионной оболочкой.

Технология схожа с предыдущей, но есть и особенности. Пользоваться шилом в виде рашпиля не рекомендую: при обработке отверстия оно не протискивается между нитями металлокорда, обрывает их, а жгут при установке режется об острые концы. Вместо прямого вводного шила в данном случае удобнее приспособление с боковым выходом. Перед установкой жгут намазываем клеем, который вступит в реакцию с адгезионным слоем. Клей берем рекомендованный производителем жгута. Главное достоинство резины – герметичное уплотнение. Недостаток – общий для всех жгутов: каркас шины поврежден, а заплатой изнутри не усилен.
Накачка колес.
Необходимо ли поддерживать оптимальный уровень давления в покрышках? Прежде всего, элементом связывающим транспортное средство с дорожным покрытием являются именно покрышки. Вдобавок, производители проводят десятки тестов покрышек, подбирая оптимальный вариант не только основного состава деталей, но и давления, подходящего для конкретного вида покрытия.
По итогам тестов с различными нагрузками выносится определенный вердикт по показателю оптимального давления. Причем еще качества накачки шин зависит еще и расход топлива, показываемый бортовым компьютером, если конечно подобная опция предусмотрена в автомобиле.
Следует отметить, что последней информацией на территории России пользователи пренебрегают, ввиду чего:
резко сокращается ресурс ходовой части транспортного средства;
возрастает риск развития ДТП, поскольку автомобиль при избыточной или недостаточной накачке шин имеет плохую сцепку с дорожным покрытием;
