«Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению в режиме ИКТ»
«Ученье, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения…
убивает в ученике охоту к учению,
без которого он далеко не уйдет».
К.Д.Ушинский
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня образование переживает процессы модернизации. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её реализации. Одним из основных принципов государственной политики в области образования является «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. Добиться этого позволит использование ИКТ на уроках математики. Информационно-коммуникативные технологии позволяют более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Они направлены на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса. Таким образом, использование ИКТ предоставляет учащимся возможность раскрыть их познавательные интересы, и тем самым реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, достоинствами которого являются: внимание к внутреннему миру ученика, развитию личности школьника в процессе учения, а также поиск новых методов, форм и средств обучения.
Информатизация в обучении является составляющей частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволяет создать комфортные условия обучения, такие, при которых ученик почувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что сделает сам процесс обучения более продуктивным.
По данным исследований в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Введение ИКТ в учебный процесс раскрывает перед учеником большие возможности. Именно поэтому данная проблема актуальна, т.к. все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Таким образом, актуальность данного педагогического проекта состоит в следующем:
В создании на уроке атмосферы, позволяющей каждому ученику занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность.
В формировании опыта работы по применению ИКТ в образовательном процессе.
В разработке методических рекомендаций, способствующих совершенствованию учебных знаний, умений, навыков, а также разработка внеклассных мероприятий по математике, позволяющих развивать способности каждого школьника.
Информационно-коммуникативные технологии на уроках математики
Личностно-ориентированный подход
Под термином «личностно-ориентированный подход» понимается такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждым учеником и в зависимости от индивидуальных особенностей ученика совершенствовать их.
Для реализации личностно-ориентированного урока требуется учитывать подходы:
- изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.
- учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;
- стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.
Для реализации личностно-ориентированного подхода требуется учитывать следующие аспекты:
Изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.
Учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач.
Стимулировать самостоятельность выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.
Информационно-коммуникативные технологии
Основные средства ИКТ используемые на уроках математики
Интерактивная доска позволяет выполнять большое количество интерактивных упражнений, которые позволяют быстро проверить уровень усвоения нового материала, выявить пробелы в знаниях учащихся, делают урок более живым и интересным.
Интерактивное тестирование. На экран проецируется вопрос по изучаемой теме. Обучающиеся отвечают на него путем нажатия определенной кнопки на пульте голосования. Результат ответов детей появляется на экране по нажатию кнопки. Педагог быстро оценивает уровень усвоения материала целого класса, выделяет моменты, вызвавшие наибольшее количество затруднений, планирует с классом цели на следующий урок. Кроме того, эта программа формирует протокол ответов каждого ученика и при необходимости учитель может оценить каждого ребенка.
Мультимедийные презентации. Презентация – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Они позволяют решить дефицит наглядных пособий, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на более высокий уровень интерес к предмету. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к ПК, причём с минимальными затратами. Кроме того, презентации активно используются для представления ученических проектов.
Компьютерные программы. Огромную помощь в работе оказывают электронные учебники и электронные учебные курсы по математике. Ученикам рекомендуется больше самим работать с ними, чтобы с помощью тестовых заданий они сами могли осуществлять самоконтроль. Применение данного вида компьютерных средств на данный момент используется частично из-за отсутствия локальной сети. Использование электронных учебных комплексов существенным образом повлияло бы на формирование познавательного мышления учащихся, самостоятельности выбора действий и способов решения различных видов задач. Также это позволило бы формировать и развивать мотивацию школьников к получению новых знаний, помогло бы и при создании ситуации успешности каждого ученика на уроке.
Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая, удобная беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов.
Интернет ресурсы, как средство информационных технологий, дают колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации.
На сегодняшний день использование ИКТ на уроках математики, физики и информатики
представляется актуальным и необходимым. В учебном информационном
пространстве владение средствами ИКТ, как учителем, так и учащимися,
позволяет расширить кругозор детей, дать возможность раскрыться
индивидуальным особенностям учащихся, разнообразить урок и подать
материал разносторонне.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что применение ИКТ на уроках математики обеспечивает:
экономию времени при объяснении нового материала;
представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;
постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.
Это, в целом, стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.
Учителю современной школы необходимо преобразовывать учебный процесс из скучного, однообразного в радостный, охотно выполняемый. Одним из путей достижения этого является разнообразие технологий, применяемых в педагогическом процессе. Более интересна для учащихся поисковая, исследовательская деятельность, либо деятельность, предполагающая свободный выбор задания, так как именно в этом случае учащиеся чаще всего достигают успеха. С большим удовольствием учащиеся пятых – шестых классов сами составляют задания, чтобы предложить их для решения одноклассникам на уроке.
Как повысить интерес учащихся к изучению различных предметов? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – предметные недели, которые являются одной из самых массовых форм организации творческой деятельности учащихся.
В нашей школе предметные недели традиционно стали частью внеклассной и внеурочной деятельности. Предметные недели помогают обогатить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Они поддерживают интерес школьников к изучаемым предметам, являются одним из способов формирования нового отношения к познанию, предоставляют широкие возможности для применения на практике знаний и умений. Каждый ребенок становится активным участником всех событий недели и может попробовать свои силы в различных видах деятельности. Участие школьников в подготовке и проведении внеклассных мероприятий открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с различными источниками знаний: книгой, картой, энциклопедией, Интернетом и т.п.
Чермошенцева О. М.
/руководитель кафедры учителей математики, физики и информатики/