Реализация системно - деятельностного подхода на уроке русского языка по теме: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих»
.
Системно – деятельностный подход – методология основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.

Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется системно-деятельным методом.
Структура урока «открытия» нового знания для учащихся начальной школы.
Мотивация к учебной деятельности (самоопределение)
Актуализация и пробное учебное действие.
Выявление места и причины затруднения
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия учебной деятельности
Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих»
Цели урока:
Познакомить учащихся с правилом написания существительных с шипящими на конце, поддерживать активность восприятия учебного материала через смену видов деятельности.
Использовать пространство кабинета как сценическую площадку (сценка).
Воспитывать в детях умение в процессе диалога находить ответы на поставленные вопросы.
Материалы к уроку:
На доске предложение: Улыбкой ясною природа сквозь солнце встречает утро года.
Линейка и карандаши.
На доске словосочетание: Оказать скорую помощь, набить на кадушку железный обруч, найти в лесу душистый ландыш, затопить печь, летучая мышь, определите падеж, скользнул солнечный луч, современная молодежь.
Красные кружки из цветной бумаги, чашка с водой.
На доске словосочетание: Мелестная девеж(?) притяжла комейный бомож(?) Лусый морож(?) Увертал чуленую велоч(?) Пяшлая куж(?) Бурявый пупрлож(?) Мяувая дуч(?).
I Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)
Улыбкой ясною природа сквозь солнце встречает утро года.
- Красивое предложение?
- Пусть оно будет девизом нашего урока.
- Давайте разберем его по членам предложения и по частям речи.
- (Что?) Природа (подлежащее, выраженное существительным, подчеркиваем одной чертой).
- Природа (что делает?) встречает (сказуемое, выраженное глаголом, подчеркиваем ===).
- Встречает (что?) утро (дополнение, выраженное существительным, подчеркиваем пунктирной линией).
- Утро (чего?) года (дополнение, выраженное существительным, подчеркиваем пунктирной линией).
- Встречает (чем?) улыбкой (дополнение, выраженное существительным, подчеркиваем пунктирной линией).
- Улыбкой (какою?) ясною (определение, выраженное прилагательным, подчеркиваем волнистой линией).
- Встречает (как?) сквозь сон (обстоятельство, выраженное существительным, подчеркиваем .-.-.-).
II Актуализация и пробное учебное действие.
А теперь назовите только существительные (природа, утро, сон, год, улыбка)
- Ничего не заметили?
- Давайте распределим эти существительные на группы:
I склонение: природа, улыбка.
II склонение: утро, сон, год.
- Каких существительных нет? (III склонения)
- А какие существительные относятся к III склонению?
(Минутка чистописания)
III Выявление места и причины затруднения
Лью, вью, лось, дочь, соль, вещь.
- Что заметили в этих словах?
Работа со словами:
- Давайте разделим данные слова на группы:
лью лось дочь
вью соль вещь
- Какие слова в первой группе?
- Какие слова во второй группе?
- Какие слова в третьей группе?
IV Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- Давайте разберемся с функцией «ь» в словах третьей группы.
- Он ничего не смягчает? А зачем он нужен?
Дополним третью группу, выбрав похожие слова из словосочетания:
Оказать скорую помощь, набить на кадушку железный обруч, найти в лесу душистый ландыш, затопить печь, летучая мышь, определите падеж, скользнул солнечный луч, современная молодежь.
- В данных словосочетаниях зажигаем фонарики под орфограммами.
- Давайте выберем слова с шипящими на концах и добавим их в третью группу.
- Посмотрите внимательно, на какие группы можно разбить все эти слова:
- II склонение, мужской род:
обруч
ландыш
падеж
луч
- III склонение, женский род:
дочь
вещь
помощь
печь
молодежь
мышь
V Реализация построенного проекта
- Попробуем сами сделать вывод.
- А теперь прочитаем его в учебнике на странице 102.
- Да, у «ь» есть третье назначение: он служит для обозначения грамматических форм слова.
Инсценирование сказки о «ь»
Физкультурная пауза.
VI Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Закрепление изученного правила: упражнение 487 (с комментированием)
Домашнее задание. Упражнение 488.
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Самостоятельная работа по карточкам (карточки прилагаются).
На карточках слова с пропущенными буквами (вставить, где нужно «ь»)
Работы проверяются, выставляются отметки.
VIII Включение в систему знаний и повторение
Мелестная девеж(?) притяжла комейный бомож(?)
Лусый морож(?) увертал чуленую велоч(?)
Пяшлая куж(?)
Бурявый пупрлож(?)
Мяувая дуч(?).
- Вы что-нибудь поняли?
- А как в этой бессмыслицу доказать написание «ь» после шипящих на концах существительных?
(Дети объясняют, опираясь на правила).
IX Рефлексия учебной деятельности
Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Какие существительные относятся к III склонению и как они пишутся?
Заключение.
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У обучающихся формируется основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли – не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.