Реферат на тему: «Порядок доначисления неуплаченных налогов и взыскания штрафных санкций налоговыми органами»
Выполнила студентка
группы Б-141
Нестерова Наталья
Расчетный путь исчисления налогов контролеры откровенно не любят. Его применение требует трудоемкого анализа, точных расчетов и формирования солидной доказательственной базы. И именно из-за этих сложностей решения инспекций с «расчетными» доначислениями довольно часто отменяют вышестоящие налоговые органы или суды.
Нередко суды отменяют «расчетные» доначисления налога на прибыль и налога при «доходно-расходной» УСНО из-за того, что проверяющие использовали данные только о доходах налогоплательщика или аналогичных компаний и не учитывали расходы. Ведь налог должен рассчитываться на основании данных как о доходах, так и о расходах. Одних показателей выручки или оборота недостаточно (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2004 № 668/04). То есть для определения налоговой базы по налогу на прибыль нельзя использовать, к примеру, только данные о поступлениях на расчетный счет (Постановления Президиума ВАС РФ от 19.07.2011 № 1621/11; ФАС ЗСО от 24.09.2007 № Ф04-6486/2007(38351-А45-40); ФАС ДВО от 26.11.2008 № Ф03-5189/2008).
Иначе обстоит дело с «расчетным» определением НДС. Дело в том, что НК РФ предусматривает исчисление расчетным путем только НДС, подлежащего уплате в бюджет, и не содержит указания на то, что этим же способом может быть определена и сумма вычетов. Кроме того, на налогоплательщике лежит обязанность подтвердить счетами-фактурами свое право на вычет. И если налогоплательщик это право не заявил и не подтвердил, то налоговый орган предоставлять вычет не обязан (Постановления Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 № 6961/10, от 30.10.2007 № 8686/07; подп. 7 п. 1 ст. 31,п. 7 ст. 166 НК РФ). И арбитражные суды следуют этой позиции (Постановления ФАС СЗО от 07.02.2011 № А56-13885/2010; ФАС ПО от 14.12.2010 № А55-1057/2010).
Порядок взыскания штрафных санкций налоговым органом установлен в новой статье 103.1 НК РФ. До обращения решения о взыскании налоговой санкции к исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить сумму штрафа, и лишь в том случае, если сумма штрафа организацией (предпринимателем) не была уплачена добровольно в срок, указанный в требовании об уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению - направляется в течение пяти дней судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Следует помнить, что применительно к данным суммам штрафных санкций, указанным в п. 1ст. 103.1 НК РФ, существует только один порядок их взыскания - в порядке исполнительного производства на основании решения налогового органа о взыскании налоговой санкции. Эти суммы штрафов не могут быть взысканы в судебном порядке посредством обращения налогового органа в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Данную позицию подтвердил и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, который в п. 1информационного письма от 20.02.2006 N 105 указал на то, что подобные заявления налоговых органов и территориальных органов Пенсионного фонда РФ, поданные после 31.12.2005, возвращаются арбитражным судом в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.
Однако в то же время Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ обратил внимание на то, что если подобное заявление налогового органа было подано в арбитражный суд до 01.01.2006, то дело с учетом положений ст. 114 АПК РФ должно быть рассмотрено арбитражным судом.
П. 2 ст. 103.1 НК РФ предусматривает обязанность налогового органа до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В то же время в НК РФ не установлено, в какой форме налоговый орган должен исполнить данную обязанность: направить налогоплательщику отдельное требование или изложить предложение добровольно уплатить сумму налоговой санкции в решении о взыскании штрафа. В данном случае можно использовать практику применения статьи 104 НК РФ, которая предусматривает аналогичную обязанность налоговых органов, а именно: до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В свое время Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 31 Постановления от 28.02.2001 N 5 указал, что, поскольку данная норма не содержит положений о форме соответствующего требования, последнее может быть изложено как в отдельном документе, так и в тексте решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
В связи с этим можно сделать вывод, что налоговый орган может исполнить обязанность по направлению налогоплательщику предложения добровольно уплатить сумму санкции одним из двух вариантов: изложив данное предложение в отдельном требовании об уплате суммы налоговой санкции или в решении о взыскании налоговой санкции.
Кроме этого, при взыскании суммы недоимки и пени (ст. ст. 46, 69,70 НК РФ) сложилась судебная практика в сторону позиции, что направление требования о неуплаченной сумме налога является обязательной стадией, предшествующей принятию налоговым органом решения о взыскании с налогоплательщика недоимки (ПостановлениеФедерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.03.2005 N А56-29960/04), (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.02.2005 N А56-17135/04, (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.11.2005 N Ф09-5053/05-С7, (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.08.2005 N А19-31059/04-44-Ф02-3817/05-С1). Поскольку процедура взыскания санкции, как уже было указано выше, предусматривает добровольное предложение уплаты суммы штрафа, то, основываясь на практике по взысканию сумм налога, пеней, можно сделать вывод, что невыполнение налоговым органом обязанности по предложению налогоплательщику уплатить сумму штрафа добровольно является нарушением порядка внесудебного взыскания суммы налоговой санкции и является основанием для обжалования соответствующего решения налогового органа.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 22.06.2006 N 30 дал свои разъяснения о сроках, в пределах которых налоговые органы вправе принимать решения о взыскании штрафов во внесудебном порядке. 60-дневный срок, установленный в п. 3 ст. 46 НК РФ, в данном случае не применяется, поскольку ни ст. 103.1, ни п. 7 ст. 114НК РФ не содержат прямой отсылки кстатье 46 НК РФ, а предусматривают специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций. Налоговый орган может взыскать не уплаченную добровольно сумму штрафа, направив соответствующие документы судебному приставу-исполнителю в шестимесячный срок. Этот срок начинает течь с момента обнаружения правонарушения (если правонарушение было выявлено в ходе выездной налоговой проверки - со дня составления акта, если в ходе камеральной - со дня обнаружения правонарушения. На практике таким днем считается день составления решения о привлечении к ответственности по итогам камеральной проверки).
Привлечение к ответственности возможно только до истечения срока давности привлечения к налоговой ответственности, предусмотренногост. 113 НК РФ (до истечения трех лет со дня совершения правонарушения или дня, следующего после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение).
В том случае, если организация или предприниматель добровольно исполнят решение налогового органа о взыскании налоговой санкции, которое впоследствии будет признано незаконным, организация имеет право на возврат сумм штрафа. Право налогоплательщика на своевременный возврат сумм штрафа прямо предусмотрено в пп. 5 п. 1 ст. 21НК РФ. Данный возврат должен осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ, поскольку никакого иного порядка для возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) штрафов не предусмотрено. Наличие правового пробела по данному вопросу признают и финансовые органы в письме Минфина РФ от 03.10.2005 N 03-02-07/1-256 "О возможности возврата и (или) зачета переплаты по штрафам", указывая при этом на обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм штрафных санкций и не запрещая прямо проводить возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) взысканных штрафов в условиях имеющегося пробела в правовом регулировании.
Поскольку при возврате излишне взысканного штрафа (даже при добровольной его уплате по требованию налогового органа) применяются положения ст. 79 НК РФ, налогоплательщик в этой связи имеет право на получение возвращаемых сумм с процентами (п. 4 ст. 79 НК РФ).