Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 16 города Евпатории Республики Крым»
Раздел 2. Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки
учитель технологии
Минаев Р.М.
МБОУ «СШ№ 16»
Предмет: «ТЕХНОЛОГИЯ.ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД. 5 класс»
Раздел 2. Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки
Урок № 34 5 класс __________
Тема: Резание слесарными ножницами тонколистового металла
Цель: Дать учащимся общее представление о ручной обработке тонколистового металла
Образовательные: сформировать первоначальные навыки резание слесарными ножницами тонколистового металла.
Развивающая: Развивать основные приёмы резания тонколистового металла.
Воспитательные: Воспитывать у обучающихся аккуратность и точность в работе, организованность, внимательность.
Оборудование технологическая карта, слесарные ножницы, чертилка, заготовка из тонколистового металла, шаблон, тетрадь, наждачная бумага, напильники разного сечения, универсальный верстак; компьютер, проектор, компьютер, видеоролик презентация
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся: рассказ, показ, использование ИКТ, беседа, практическая работа.
Планируемые результаты:
- Предметные: учащиеся познакомятся с правилами безопасности при резании тонколистового металла;
- Метапредметные (УДД): регулятивные - преобразовывать практическую задачу в познавательную; коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, сотрудничать с учителем и одноклассниками; познавательные - что такое слесарный верстак и слесарными инструментами;
- Личностные: умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствие учителя, контроль посещаемости.
- Проверка готовности обучающихся к уроку.
II.Актуализация опорных знаний
- Отличие разметки металлических заготовок от разметки заготовок из древесины?
- Покажите приёмы работы с чертилкой и циркулем.
- Для какой цели используются шаблоны?
Сообщение темы и цели урока.
III. Изучение нового материала
Ручные ножницы применяются для резания стальных листов толщиной до 1 мм, а листов из цветных металлов до 1,5 мм. Такие ножницы бывают с прямыми и кривыми режущими кромками. В зависимости от расположения режущих кромок различают правые и левые ножницы. Правыми ножницами режут по левой кромке заготовки в направлении движения часовой стрелки, левой- против.
Для листов толщиной до 2 мм применяют стуловые ножницы. Рычажные ножницы, установленные на станине, разрезают лист металла толщиной до 6 мм. 
Тонколистовой металл можно разрезать двумя способами. Первый режут на столе верстака вручную. Хватка – большой палец находится на верхней ручке, а указательный, средний и безымянный обхватывают нижнюю ручку. Мизинец располагают между ручками. Качество заточек ножниц определяют насколько хорошо они режут бумагу. Резать размеченный материал следует так. Чтобы разметочная риска была видна. Второй способ разрезания- одну ручку закрепляют в тисках, другую обхватывают пальцами одной руки. Материал подают другой рукой, слегка отгибая его вверх. Ножницы раскрывают не очень сильно, чтобы они захватывали лист, а не выталкивали его.
Разрезание по прямым линиям обычно производят прямыми правыми ножницами. Для разрезания по криволинейному контуру наиболее удобны ножницы с кривыми режущими кромками.
После резания заготовку выпрямляют, обязательно снимают с кромок заусенцы, притупляют острые углы, проверяют линейкой и угольником качество работы.
Правила безопасности при резании металла слесарными ножницами.
1. Рука, удерживающая заготовку, обязательно должна быть в рукавице.
2. При использовании тисков ножницы должны быть надёжно закреплены в них.
3. Работать надо осторожно, чтобы пальцы не попали под лезвие.
4. Подавать ножницы надо ручками от себя, а класть – ручками к себе.
5. Нельзя касаться голыми руками кромок заготовок.
6. Нельзя прижимать ручки ножниц к животу и допускать попадание ладони и пальцев в зазор между концами ручек.
Практическая работа
Изготовление подставки под паяльник 
№ п/п | Последовательность выполнения работы | Графическое изображение | Оборудование, приспособления, инструменты |
1 | Выбрать заготовку из тонколистовой стали и разметить по чертежу, затем разрезать длиной 220 мм и шириной 50 мм |  | Верстак слесарный, линейка, чертилка, угольник, стуловые ножницы |
2 | Править заготовку |  | Верстак слесарный, правильная плита, киянка |
3 | Разметить заготовку согласно чертежу |  | Верстак слесарный, линейка, чертилка, угольник, кернер |
4 | Разрезать заготовку по линии разметки |  | Верстак слесарный, стуловые ножницы |
5 | Осуществить правку вырезанной заготовки | - | Верстак слесарный, правильная плита, киянка |
6 | Зачистить заготовку напильником и шкуркой, острые углы притупить | - | Верстак слесарный, напильник, наждачная бумага |
7 | Проверить качество выполнения работы | - | Верстак слесарный, линейка, угольник, |
Рефлексия
- как производится разрезание металла ручными ножницами и стуловыми ножницами?
- Какие ручные ножницы называются «правыми» и «левыми»?
- Почему нельзя при резании ножницами полностью раскрывать режущие ножи?
Выслушать мнение обучающихся о прошедшем уроке, что понравилось и что не понравилось и почему.
IV. Итоговая часть.
Оценка результатов работы учащихся. Разбор допущенных в процессе выполнения практической работы ошибок и анализ причин, их вызвавших.
1. Установка на следующий урок.
На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки металлов и сплавов. Тема следующего урока «Гибка тонколистового металла»
2. Домашнее задание:
Повторить изученный материал по разметке тонколистового металла.
3. Уборка рабочих мест.
Литература
Учебник: Технология. Технический труд. 5 класс. Под редакцией В.М. Казакевича, Г. А. Молевой,- Дрофа, 2014, - 192, с. ; ил.