«РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Педагог Кузьмина Д.А.
Рисование с натуры является ведущим видом занятий по изобразительному искусству в течение всего курса обучения в художественной студии, поскольку служит основным базовым видом изобразительной деятельности для овладения учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка и изобразительной грамотности.
Чем больше учащийся знает, как рисовать предметы и явления окружающего мира, тем больше у него желания к занятиям изобразительной деятельностью, к самоутверждению через творчество.
Актуальность педагогической работы - потребность самовыражения учащихся в творческой деятельности .
При обучении рисованию нужно иметь в виду, что целью изучения натуры является не только знакомство с ее внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой .
Длительность работы над опытом .
Первый этап – подготовительный (с 2012 по 2014 год).
Третий этап – заключительная диагностика (с 2016 по 2018 год).
Второй этап – формирующий (с 2014 по 2016 год).
Диапазон опыта
урок изобразительного искусства
внеурочная работа
индивидуальная работа с учащимися .
«Изучение рисования, строго говоря, должно… начинаться и оканчиваться с натуры…» П.П.Чистяков
Цель творческой поисковой деятельности
Создание условий для развития художественных способностей учащихся среднего школьного возраста во время рисования с натуры.
«Рисунок… есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки». Микеланджело Б.
Учебные занятия рисования с натуры должны обеспечивать:
Освоение основ наглядной перспективы
Практическое постижение знаний о светотеневых отношениях
Развитие творческих способностей учащихся
Освоение навыков последовательной работы над рисунком
Развитие «твердости руки»;
Развитие чувства пропорций и умения избирательно видеть (отбирать наиболее существенное в изображаемом)
Основные принципы обучения:
наглядность
научность
систематичность
сознательность
доступность
прочность
связь теории с практикой.
Установившиеся правила взаимоотношений с учащимися:
- Признание ранее не признанных или не использованных возможностей.
- Уважение желания ребенка работать самостоятельно.
- Умение воздерживаться от вмешательства в процессе творческой деятельности.
- Индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенности учеников.
- Исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки.
- Уважение потенциальных возможностей отстающих.
- Оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение.
- Поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью.
- Поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.
- Способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником.
Натурные постановки не должны быть случайными, ученикам надо дать почувствовать, что трудности учебной задачи от постановки к постановке возрастают .
1 год обучения. Конструктивное построение геометрических фигур в различных ракурсах.
Рисунок натюрморта.
Акварельные этюды
2 год обучения. Рисунок складок драпировки.
3 год обучения. Рисунок частей лица.
4 год обучения. Рисунок черепа и обрубовочной головы в различных ракурсах.
Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.
Общение с природой на пленэре учит неисчерпаемой гармонии красок.
Велика роль педагогического рисунка. Он имеет обучающее значение и осуществляется учителем непосредственно во время одновременно с объяснением учебного материала. С помощью педагогического рисунка учитель наглядно показывает ход выполнения изображения, разъясняет приёмы работы, отмечает ошибки и т. д.
Способы организации уроков:
Фронтальные
Индивидуальные
Групповые
Оценочная деятельность :
индивидуальная личностная
анализ работ учащихся
взаимное рецензирование
Целенаправленное рисование с натуры содействует формированию художественных способностей учащихся, приучает их к сознательному восприятию явлений и предметов окружающей действительности, воспитывает их художественный вкус .
Для успешного решения учебных задач в развитии художественных способностей придерживаюсь стратегии развития творчества:
Максимально использовать заинтересованность детей в творчестве;
Исходить из уже проявленных способностей (живопись, графика, композиция);
Для достижения успеха важна мотивация учащихся на результат;
Применять творческий подход к методике проведения занятий.
Лысых Екатерина Николаевна поступила в ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет» на факультет архитектуры и градостроительства, специальность: дизайн архитектурной среды. В 2018 году .
Тиунова Анастасия поступила в ФГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», специальность – графика. В 2018 году.
Норштейн Варвара Борисовна поступила на отделение Абрамцевского художественно-промышленного колледжа имени В.М. Васнецова филиал ФГБОУ ВО «МГХПА им. С.Г. Строганова» по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», художественная обработка керамики, в 2018 году.
Передерий Дарья Вадимовна поступила в ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)». Факультет: реставрация, в 2017 году.
Калиниченко Мария Евгеньевна поступила в ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», специальность: дизайн (графический дизайн) в 2016 году .
Спасибо за внимание!