Мастер- класс «Рисунок снежинки, в стиле вологодского кружева» Кружок рисования «Акварелька» Руководитель Акименко Татьяна Александровна
Автор: Акименко Татьяна Александровна, руководитель кружка рисования «Акварелька» ГУДО ЛНР «Дом творчества детей и юношества» города Ровеньки. Описание: данный мастер-класс проводится с детьми 9 – 13 лет, также будет полезен учителям ИЗО, педагогам дополнительного и дошкольного образования. Назначение: использование на занятиях по рисованию с детьми. Цель: Рисование снежинки, в стиле вологодских кружев, посредством ознакомления детей с вологодским народным промыслом. Задачи: - расширить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве; - знакомство с историей возникновения кружевоплетения вологодского народного промысла; - научить рисовать снежинку в стиле вологодского кружева; - развивать чувство композиции, ритма; - развивать кругозор, творческую фантазию и воображение; - формировать графические умения в рисовании кистью декоративных элементов вологодского кружева; - воспитывать эстетичное отношение к бытовой культуре и предметам искусства; - воспитывать уважение и интерес к труду народных умельцев, желание приобщаться к прекрасному. Материалы: Картон голубого или синего цвета А 4 , белая гуашь, кисть плоская №4, круглая кисть №3, шаблоны снежинок, баночка для воды.
Беседа для восприятия темы: Коль одежда надоела, На обновку денег нет, Ни к чему сидеть без дела, Как тут быть – один ответ: Например, украсьте платье, Вы обшейте рукава. А для этого занятья Вам помогут кружева.
Кружевоплетением начали заниматься более 300 лет назад в Европе. До 18 века кружево плели из золотых и серебряных нитей. Дорогое, изысканное, ажурное кружево применялось для отделки одежды высшей знати любого общества. Кружева ручной работы во все времена стоило очень дорого. На кружевах разорялись, из-за них влезали в долги, садились в тюрьму и кончали жизнь самоубийством. Европейская аристократия и церковь тратили на кружева колоссальные суммы. Парча и бархат, золотая вышивка, жемчуг и драгоценные камни, кружева из золотых и серебряных нитей использовались для создания роскошной парадной одежды. Кружево – очень древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные археологии, истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно египтянам и грекам еще до нашей эры. Однако широкое распространение в Европе оно получило позднее, лишь с конца XV–начала XVI в. Производили его во многих странах. Долгое время ведущее место в этой отрасли занимала Италия, затем ей пришлось уступить лидерство Фландрии (герцогству на территории нынешних Бельгии и Нидерландов) и Франции. Первые сведения о кружевах в России относятся к XIII в. Ипатьевская летопись сообщает о том, как в 1252 г. князь Даниил Галицкий принимал иностранных послов в богатых одеждах с отделкой, напоминающей кружева. Но заметным явлением повседневной жизни России они стали в XVII столетии. Причем кружевные изделия были распространены и при царском дворе, и в купеческой, и в крестьянской среде.
В Россию эта техника пришла в 17 веке. Вначале кружева изготавливались только для царской и дворянской одежды. Активное распространение кружевоплетения началось, когда Петр I выписал из Голландии кружевниц для обучения мастерству. Вначале кружево плели в монастырях монахи и дворовые крепостные крестьянки. Но когда кружево повсеместно вошло в моду, этим рукоделием стали заниматься даже девушки дворянского сословия. А не умеющих плести кружева девушек укоризненно и неодобрительно называли «Неузорницей». Кружева были непременной частью приданого невесты из любого сословия. Искусством плетения узоров занимались почти все женщины на Руси - богатые и бедные. Если платья царей, бояр и князей украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей, то в одежде простолюдин использовалось кружево из льняных и хлопчатобумажных нитей. Вологодская невеста почти два года сидела за работой, затейливо и тщательно выплетая из тончайших ниток свадебный наряд. Под руками мастериц рождались узорчатые шарфы, воротнички, накидки, покрывала, косынки. Узоры этих шедевров создавались из жизни и наблюдения за красотой русской природы.
Кружева плели почти во всех губерниях России. Длинными, зимними вечерами под свое незатейливое пение местные кружевницы привносили своё видение в кружевные изделия, и тем самым развивая и усиливая отличия, как техника и колорит, кружев в каждой местности. Среди всех губерний кружевоплетения Вологодская стала самой эксклюзивной. Основной особенностью вологодского кружева можно стало наличие четкого разделения рисунка и фона. Орнамент вьется непрерывной линией ,которая похожа на ленту или змейку, и представляет собой плавные широкие изгибы, не пересекающиеся нигде. Это могут быть изображения цветов, птиц, животных и даже гербов или храмов. Фон при этом остается воздушным, невесомым, очень нежным. В итоге изделия получаются объемными и выразительными. Что я вижу! Что за диво? Сколько кружева вокруг! Правда, дети, здесь красиво, Аж, захватывает дух? Посмотрите, эти вещи Нынче в гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты Древней русской красоты. Чтоб ввести нас в мир России, В мир преданий и добра, Чтоб сказать: есть в стране Чудо – люди мастера.
Вологодские кружева. Но какими бы сложными ни были изображения, все они состоят из нескольких элементов. В вологодском кружеве контуры рисунка выплетаются тесьмой, которая имеет вид полосы, напоминающей рогожку. Сами мастерицы называют ее «полотнянкой» или «вилюшкой». Тесьма вьется плавной непрерывной линией, которая нигде не перекрещивается. (Правда, в последнее время этот принцип уже не выдерживают столь строго, как раньше.) В полотнянку часто вплетается «скань», утолщенная нить, придающая кружеву рельефность. «Насновки» – элементы в виде плотных овалов или квадратиков – заполняют пространство, ограниченное тесьмой. Фоном для созданного таким образом узора является ажурная решетка из «плетешков» (тонких шнурочков из двух пар нитей). Отвивные петельки (крученые нитки на плетешках) придают кружеву воздушность. Характерные признаки любого кружева – прозрачность, ажурность, воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Вологодское кружево отличают особая плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции, сходные с впечатлением от звучащей мелодии. Вот почему, наверное, вологодское кружево считают «музыкальным». А еще его называют «нетающим инеем». В белоснежных узорах легкого прозрачного кружева часто встречаются элементы, похожие на снежинки и колючие елочки, покрытые белой опушкой. В одной из сказок С. Г. Писахова оно названо «мороженой песней».
Кружевоплетение в Вологодском крае. Трудно сказать, когда именно кружевоплетение стало известно на Русском Севере. Можно предположить, что его появление в Вологодском крае было связано с открытием в XVI в. Северного морского пути. Если это так, то кружева попали в Вологду через Белое море, Северную Двину и Сухону вместе с товарами, завезенными из Западной Европы. Как бы то ни было, самые ранние образцы местного кружевоплетения, сохранившиеся в музейных собраниях, относятся к XVII в. Это так называемые «золотные» кружева из золотых и серебряных нитей. Их продавали на вес, принимая в расчет прежде всего ценность драгоценных металлов, а не мастерство исполнения. Такими кружевами украшали наряды из плотных дорогих тканей – парчи, бархата, узорного шелка. Использовались они и для отделки церковной утвари. При Петре I мастериц кружевоплетения начали выписывать в Россию из-за границы. Мода на этот промысел привела к тому, что некоторые жены русских дворян не только стали сами осваивать приемы работы с коклюшками, но и завели в своих усадьбах мастерские, где плели кружево крепостные крестьянки. Искусницами в этом деле славились и женские монастыри. К концу XVIII в. сформировались художественные особенности центров русского кружевоплетения. Такими центрами стали Галич, Ростов, Вологда, Балахна, Калязин, Торжок, Рязань.
Еще в 1876 г. вологодские кружева получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии. С не меньшим успехом их демонстрировали в 1893 году в Чикаго. На выставках в Париже (1925) и в Брюсселе (1958) они были удостоены Золотых медалей. Высшая награда, Гран-При, была им присуждена на Парижской выставке в 1937 г. В 1964 г. в Вологде было создано кружевное объединение «Снежинка». Считается, что своим названием оно обязано знаменитой скатерти «Снежинка» работы В.Н. Ельфиной. Однако подобные мотивы широко использовались в кружевных изделиях и ранее. В 1968 г. художники В.Д. Веселова, В.Н. Ельфина, К.В. Исакова, В.В. Сибирцева, Э. Я. Хумала стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. Так были отмечены их заслуги в развитии традиций вологодского кружевоплетения. Эти традиции для них – как живая память, как связь времен. Вера Дмитриевна Веселова, например, родилась в семье потомственных кружевниц. Этим промыслом занимались и ее мать, и бабушка, и прабабушка, и, возможно, далекие предки. Сохранилось семейное предание о том, что бабушка Веры Дмитриевны плела по особому заказу чулки и зонтики для царского двора. Сегодня центром кружевоплетения в Вологодской области является фирма «Снежинка», где работают такие известные художники, как Н. В. Веселова, Г. Н. Мамровская, М. Ю. Пальникова, А. Н. Ракчеева и Т. Н. Смирнова. Под их руководством трудятся сотни мастеров кружевоплетения. Кружево востребовано и в наш компьютерный век. А Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.
Ход мастер – класса. Возьмем картон голубого или синего цвета и приложим в центре листа шаблон снежинки. Обведем по шаблону нашу снежинку карандашом. Старайтесь работать аккуратно, чтобы не сдвинулся шаблон.
Возьмите кисть №4 , белую гуашь и обведите контур снежинки. Кисть держим прямо к плоскости листа, чтобы получился широкий мазок. Старайтесь делать одинаковый нажим на кисть, чтобы широкий мазок был одинаковой ширины.
Внутри снежинки рисуем три круга, уменьшающиеся к центру. Рисуем небольшие кружки в лучах снежинки (верхний, нижний и боковые). Работаем тонкой кистью №3. В центре снежинки соедините прорисованные круги между собой ажурным тоненьким рисунком. Можете придумать свой рисунок.
Далее, по широкой контурной линии тонкой кистью нарисуйте маленькие вилюшки. Сначала по наружному краю, затем по внутреннему. Старайтесь рисовать их одинакового размера. В верхнем, нижнем и боковых лучах, вокруг маленьких кружков, нарисуйте ажурный узор. Этот узор должен повторяться на каждом (из четырёх) луче снежинки.
Придумайте свой ажурный рисунок и заполните им оставшиеся лучики нашей снежинки. Помните, что в каждом параллельном лучике рисунок повторяется. Выполняйте работу не торопливо и аккуратно. Наша снежинка, в стиле «вологодского кружева» готова. Сегодня, на нашем мастер- классе вы узнали много интересного. Познакомились с одним из видов декоративно- прикладного искусства- плетение «Вологодского кружева». Вы попробовали себя в роли кружевниц и создали прекрасные работы «вологодской снежинки». Желаю всем творческих успехов!