Проект «Родина моя - Карелия»
Актуальность:
Родина у каждого своя. Моя родина - Карелия, край, который трогает какие-то важные для меня струны души.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много. Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. О воспитании у дошкольников любви к родному краю писали В. С. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова и др.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Технологическая карта проекта
Вид: ознакомительный, групповой, краткосрочный
Основное направление: патриотическое воспитание
Организаторы- воспитатели: Барабанова Е.А., Дружинина М.В.
Участники проекта: педагоги, дети, родители, музыкальный руководитель.
Целевая группа: воспитанники разновозрастной (3-5лет) группы
Сроки реализации: апрель 2016г.
Основание для разработки проекта: нравственно-патриотическое воспитание детей; знакомство с родным краем, природой, условиями жизни местных жителей.
Цель: Воспитание любви к родному краю, поселку, формирование представлений о жизни местных жителей.
Задачи:
Дать знания детям о родном крае, поселке Шальский: история, символика.
Познакомить с фольклором народов Карелии, с его обитателями (малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, сказки)
Расширить знания детей о флоре и фауне Карелии.
Воспитывать любовь к родному поселку, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Реализация проекта:
Составление перспективного плана, подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, записей музыкальных произведений;
Подготовка к занятиям, экскурсии, беседам, играм;
Создание предметно-развивающей среды: карельский уголок, тематический материал в книжном уголке.
Изготовление поделок, рисунков, папки-передвижки ;
Привлечение родителей к участию в мероприятиях.
Ожидаемые результаты:
Воспитание патриотических чувств. Воспитание чувства гордости за край и поселок, в котором живем.
Презентация проекта:
Просмотр презентаций «Осень в Шале», «Моя Карелия»
Этапы проекта
Информационно-подготовительный
Изучение литературы о Карелии.
Консультации для родителей.
Составление перспективного плана.
Создание развивающей среды.
Подбор игр и оборудования.
Привлечь родителей к оформлению карельского уголка.
Привлечь родителей к организации чаепития на заключительном этапе.
Поиск материала в интернете для создания презентаций.
Оформление папок-передвижек: «Люби и знай родной свой край», «Кареьская кухня»
2. Практический (реализация проекта)
Проведение тематических занятий
Организация игровой деятельности (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры)
Привлечь родителей к созданию презентаций о поселке Шала.
Экскурсии и целевые прогулки: в школьный муей, на Братские могилы, на реку Водла, на берег Онежского озера.
Составление схем посёлка.
Продуктивная деятельность: рисование «Шальский пляж», аппликация « Улица Октябрьская».
Просмотр и анализ презентаций о природе Карелии
Привлечь родителей к оформлению фотовыставки «Моя малая родина – поселок Шальский»
3. Заключительный
Совместный просмотр презентаций.
Фотовыставка «Карелия»
Фольклорный праздник «Карельские посиделки» с участием родителей.
Чаепитие из самовара, согретого на углях и с выпечкой карельской кухни (организовывают родители).
Викторина «Край карельский»
Дети делятся на две команды:
Тур - «Отгадай-ка»
Задание командам
Столица Карелии? (г. Петрозаводск)
Что изображено на гербе Карелии? (медведь)
Чем питается медведь? (мясом, ягодами и т.д.)
Чем украшают одежду карелы? (орнаментом)
Какое озеро самое большое в Карелии? ( Ладожское)
Чем занимались карелы в старину?? (охотой, рыбалкой)
Как называется головной убор у карелок? (сорока) Почему?
Как называются ночи в Карелии летом? (Белые) Почему?
Куда впадает река Олонка? (в Ладогу)
Чем богат наш край? (леса и озёра)
Пока судьи подводят итог конкурса, дети играют в игру «Ручейки и озера»
II тур – «Сложи фотографию»
Из разрезанных на 8 частей фотографий дети должны собрать животное, проживающее на территории Карелии. Выигрывает команда собравшая первой.
Пока судьи подводят итог конкурса, дети играют в игру «Волк и олени»
III тур – игра «Кто больше?»
Каждый член команды по очереди отвечает на вопрос, проигрывает команда, у которой закончились ответы.
1задание. Назовите деревья, растущие в нашем крае.
2задание. Назовите ягоды, растущие в нашем крае.
3задание. Назовите животных, живущих в нашем крае.
4задание. Назовите птиц, живущих в нашем крае
Подводятся итоги конкурса. Победители награждаются медалями «Знатоки Карелии»