Родительский университет «Будем говорить правильно!»
четвёртая встреча
Ответственный
учитель-логопед
Жукова М.Н.
Цель: профилактическая и пропедевтическая работа с родителями по развитию речи детей.
Развитие фонематического слуха. Игры дома.
План
- Теоретический аспект
- Методика по формированию и совершенствованию фонематического слуха
- Игры дома
- Домашнее задание
Умение различать и правильно произносить звуки родной речи – главное условие успешного обучения ребенка в школе.
В ДОУ подготовка к поступлению в первый класс ведется в рамках основной образовательной программы для дошколят. Но и на родителях лежит большая ответственность: чтобы речевой аппарат и мышление малыша правильно развивались, нужно постоянно тренировать его фонематических слух.
В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса:
процесс развития фонематического слуха у ребёнка
процесс произнесения звуков речи.
Что такое фонематический слух
- Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорить о неразвитости фонематического слуха.
- Может быть, речь идет о физической патологии: снижении слуха у ребенка. В этом случае требуется помощь врачей. А может быть, детсадовцу требуется иная помощь: регулярные упражнения для развития фонематического слуха.
- Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.
Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:
- ребёнок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет;
- ребёнок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу;
- он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.
К концу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха:
- ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог – это сочетание согласного и гласного звуков);
- ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.
- Если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит правильную речь, много общается, то к четырем годам ситуация улучшается. В собственной речи появляются длинные слова из нескольких слогов и шипящие звуки, но вот с непростыми звуками Р-Л-Й есть проблемы. Здесь-то и стоит поработать, чтобы не сделать неправильное произношение нормой .
- В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.
Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет?
Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.
Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.
А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.
Нужно ли развивать фонематический слух?
Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.
Как развить фонематический слух
Работа логопеда, педагога или родителя заключается в то, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова:
- правильно ставить ударение;
- делить на слоги;
- понимать смысл и значение каждого звука в слове;
- выделять согласные и гласные звуки.
методика строится на последовательной отработке шести этапов:
• основа фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);
• различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи;
• различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);
• различение отдельных слогов;
• различение отдельных звуков речи;
• освоение азов анализа и синтеза слов.
Первый этап
Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.
• «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.
• Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.
• «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.
• «Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.
Второй этап
На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.
- «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос.
- «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.
- «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.
Третий этап
Узнавание слов – большая работа для мозга. Главное, понять, как делать правильно упражнения для развития фонематического слуха. Дошколенок готов к переходу на следующий уровень, как только начнет безошибочно справляться с заданиями.
• «Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте из малышу и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т.д. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.
• «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а ребёнок выбирает верную картинку.
Четвертый этап
- Учимся различать слоги. Тут важно дать первичное понятие о том, что такое слог. Начать можно с того, что слова могут быть короткими и длинными. Затем, хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части.
- Ребенок сначала произносит слова вместе с мамой, затем пытается делить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем: ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т.д. Как только ребенок ухватил суть, просим его прохлопать слова самостоятельно.
- «Выйди вон». Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.
Пятый этап
Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. А затем поиграть в них.
- «Я тебя узнал!» Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.
- «Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например, нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж), рычание тигра (р-р-р), пение сквозняка или ветра (с-с-с).
- Можно поиграть с малышом наоборот. Мама издает характерный звук, а ребенок должен догадаться, что так звучит.
Шестой этап
Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка. Вот примеры упражнений.
- «Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, дио – 3 звука).
- «Буква-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенную букву и назвать звук (пти…ка, с…ол, мы…о).
- «Что внутри?» Взрослый называет букву, которую ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля).
Эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.
Домашнее задание
- Заполнить блокнот к зачёту
- Поиграть в предложенные игры, записать своё отношение, реакцию ребёнка.
источники
- Варенцова Н.С. Колесникова Е.М. Развитие фонематического слуха/ Варенцова Н.С. Колесникова Е.М.//Начальная школа,-2004,-№6,- с.48-50.
- Волкова Л.С. Логопедия.[Текст]: Учебник./Волкова Л.С.- М.: Владос, 2008.
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. [Текст]: Методическое пособие/ Дурова Н.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2000г 260с
- Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников/ Жовницкая О.Н. // Начальная школа,- 2001,- №11,- с.41-46.
- Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия / Казанская В.Л. Шматко Н.Д.//Дефектология,- 2002г,- №5- с 75 -86
- Кулюкина Т.В.,Шестакова Н.А. Фонетической ошибке нет!/ Кулюкина Т.В.,Шестакова Н.А.// Начальная школа, -2002,- №4,- с.45-50.
- Семенкова Т.В. Формирование фонематического слуха - залог успешной коррекции звукопроизношения.[Текст]: учебное пособие/ Семенкова Т.В.- М., 2000г.
- https:// nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/04/23/konsultatsiya-na-temu-razvitie-fonematicheskogo-sluha-u
- http://zhenskoe-mnenie.ru/themes/maternity/razvitie-fonematicheskogo-slukha-samye-prostye-i-effektivnye-uprazhneniia-kak-uprazhneniiami-razvivat-fonematicheskii-slukh/
- https://infourok.ru/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-detey-649825.html
Спасибо за внимание!