Родительское собрание для будущих первоклассников 15.12.2017
Задачи:
1.Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
2.Информировать родителей о проблемах первоклассников.
2 слайд.
Советский психолог, ученица Льва Выготского Л. И. Божович отмечает: «...беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, - он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков».
Приход ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни. Произойдёт переход к новому образу жизни, деловой деятельности, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Для вашего ребёнка школа станет центром жизненных интересов. И от того, как успешно произойдёт этот переход, сможет ли ваш ребёнок успешно преодолеть трудности, ждущие первоклассника, зависит не только от учителей, но и от вас, дорогие родители.
Очень важно, чтобы ребенок был готов к этим переменам, был готов к обучению в школе.
Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Чтение и счёт - это учебные умения, которые ребёнок приобретает в ходе обучения.
Безусловно, это хорошо, замечательно и конечно облегчит ему учёбу в 1 классе, но это не самое важное.
3 слайд.
Важнее на данном этапе психологическая готовность ребенка к школьному обучению, которая определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовкой:
-умение ориентироваться в окружающем мире,
-развитие психических функций,
-сформированность мотивации к обучению.
4 слайд.
Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников, ответы на часто задаваемые вопросы.
5 слайд.
Документы
Копия свидетельства о рождении
Медицинская карта
Копия страхового полиса
Заявление
Анкета родителей
Заполнить договор в 2 экземплярах
6 слайд.
Как проверить, готов ли Ваш ребенок к школе?
Личностная готовность
Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.
Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Если у ребёнка не сформировано положительное
эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учёбе.
Практика показывает, что это чаще всего бывает в трёх случаях.
Во-первых, ребёнок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности.
Во-вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»
В-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
- Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
-Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут).
-Развитие произвольной памяти(способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).
3. Психологическая готовность ребенка к школьному обучениювозникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка-дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам.
Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы.
Будущий первоклассник должен уметь: рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения, удерживать в памяти определенное количество информации, уверенно владеть ручкой.
4. Физиологическая готовность
Пространственная организация, координация движений
Координация в системе глаз-рука
Развитие мелких мышц руки
Это уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических функций:
Средства мелкой моторики рук.
7слайд
1.Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами):
-лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупа, застёгивание и расстёгивание пуговиц;
-завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков;
-завинчивание и отвинчивание крышек банок, пузырьков;
-рисование, штриховка, пальчиковые и точечные рисунки, занятия сбусинкам, бисером;
При низком уровне развития мелкой моторики – то есть движения пальцев рук – у ребенка часто возникают проблемы с письмом, на уроках ручного труда.
При низком уровне развития крупной моторики – то есть движений рук, ног, тела – у ребенка часто возникают трудности на уроках физкультуры,
2.Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).
3.Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
8 слайд.
Итак, успех ребёнка в школе зависит от:
-психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего, желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные;
-развития произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания;
-развития речи и фонематического слуха.
9 – 13 слайд.
- Фонематический слух
- Звукопроизношение.
Речь ребенка далеко не всегда бывает правильной от природы.
К пяти годам он должен произносить все звуки !
Память
Жили-были три поросенка: Хрюша, Пятачок и Бублик. Хрюша толще Пятачка, а Пятачок толще Бублика.
Если для того, чтобы точно воспроизвести текст, ребенку потребуется прослушать его не более 3 раз, беспокоиться не о чем.
Ориентация в пространстве
Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом - нет. Забор: справа грушевые деревья, слева - яблони. Из трубы идет дым. В левом углу - солнце, в правом - птицы и т. д..
И пусть ребенок перерисует эту картину в точности. Важно, насколько точно он это сделал.
Качество детского рисунка является одним из основных показателей готовности к овладению процессом письма
Всего 10-15 минут в день работы с книжкой-раскраской - и многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс!
Важно, чтобы ребенок работал в спокойной обстановке. Можно включить музыку, которая помогает расслабиться, создает спокойное, умиротворенное настроение
Перед поступлением в школу Ваш ребёнок должен иметь определённый запас знаний, основанный на его жизненном опыте.
Ребёнок должен знать:
-имя, фамилию, адрес (город, улицу, дом, телефон);
-имена и отчества родителей, где они работают;
-должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, деревья, птиц, насекомых, зверей и т.д.
Ваши дети должны не просто воспринимать действительность, а делать определённые выводы, размышлять. Чаще задавайте детям вопрос: а почему ты так думаешь?
Важно, чтобы ребёнок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять. Совершенно необязательно уметь считать до 100. Гораздо важнее, чтобы ребенок мог:
1.Ориентироваться в пределах десятка (т.е. счет в прямом и обратном порядке, сравнение чисел, соседние числа, решение простых задачек):
-как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
-цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9;
-знаки +,-,=,,
-название текущего месяца, последовательность дней недели;
-уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
-соотносить цифру и число предметов;
-составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
-пользоваться арифметическими знаками действий;
-измерять длину предметов с помощью условной меры;
-составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
-делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
-ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
2.Ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, справа, слева, между, впереди и т.д.) Книги, которые читают детям, не всегда их соответствуют возрасту и развитию. Иногда это чтение с отставанием («Репка», «Колобок» и т.п.) или с опережением (рассчитанные на младший или средний школьный возраст). Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном.
Задавайте ему вопросы:
– О ком или о чём произведение?
– Кто понравился и чем?
– Как бы ты поступил на месте героя?
– Продолжи сказку (рассказ).
15 слайд
Обязательно ли ребёнок должен уметь читать и писать к 1 классу?
Не обязательно!
Умение складывать из слогов слова ещё не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту мыслительную операцию – не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам ( складываются представления о речи, буквах и звуках).Неквалифицированное обучение чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Намного сложнее переучить, чем научить. Для того, чтобы ребёнок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память (зрительную и слуховую), мышление, воображение.
16слайд
Какие требования предъявит учитель к вашему ребёнку?
1.Прежде всего, детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке.
2.Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса.
3.Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку.
4.Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт оттого, что в классе для учителя все дети равны, и он один из них.
17 слайд
Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения!
Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки.
Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.
18 слайд
Что должно быть в ранце?
тетради (в соответствии с расписанием);
пенал, в котором находятся
две ручки с синей пастой, ручка с зеленой пастой, красной пастой;
19 слайд
Особенности школьной жизни
пятидневная учебная неделя
безотметочное обучение в первом классе,
словесная оценка работы, "смешные печати" и наклейки как положительные отметки;
(в эти дни у детей по три урока);
парты по медицинским показаниям;
горячее питание в столовой;
дополнительные каникулы в феврале - месяце.
20-21 слайд
Обязательна ли школьная форма
в 1 классе? Да.
Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим дошкольника от школьника. А именнооб этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении все дети – они теперь первоклассники.
22 слайд
Есть ли домашнее задание в 1 классе?
Домашних заданий в 1 классе нет.
Однако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель.
23 слайд
Как питаются первоклассники в школе?
В школе организовано горячее питание для всех учеников.
Ученики льготной категории (малоимущие, многодетные) на питание
деньги не сдают (при наличии справки)
Первоклассники завтракают в 9. 40 после 1 урока
24 слайд
Можно ли носить в школу мобильный телефон?
В нашей школе запрещено пользование мобильным телефоном на уроке.
Мы не рекомендуем носить в школу мобильный телефон первоклассникам — велико искушение звонить маме по малейшему поводу, или поиграть
на уроке в электронную игру, или посчитать на калькуляторе.
Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес одноклассников, можно потерять. Учителя и сотрудники школы НЕ НЕСУТ ответственности за утерю сотового телефона.
25 слайд
Что делают дети на переменах?
Отдыхают. Причем отдых должен быть активным, ведь после урока, который предполагает пребывание ученика в однообразной рабочей позе, ребенку необходима разрядка.
На переменах допускаются подвижные и настольные игры (дети играют стоя). Главное, чтобы во время игры соблюдались правила безопасности и школьники случайно не поранили друг друга, подражая агрессивным действиям героев современных фильмов.
26 слайд
Можно ли носить в школу игрушки? Да, можно.
Игровая деятельность ещё значимая для ребёнка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками.Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов.
27-28 слайд
Полезные советы.
Ваша искренняя заинтересованность в делах и заботах ребёнка, серьёзное отношение к его достижениям и возможным трудностям, помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения.
Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Не ругайте его. Когда человек учится, у него может не всё сразу получаться, это естественно.
Ребёнок имеет право на ошибку. Составьте вместе распорядок дня, следите за его соблюдением. Хвалите его обязательно.
Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился.") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Дайте ему время поиграть, расслабиться. Нельзя лишать жизнь ребёнка многообразия, радости, игры.