Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»
Родительское собрание на тему:
«Роль семьи в трудовом воспитании обучающихся VIII вида»
(февраль, 2019 г)
Классный руководитель: Старокожева З. С.
г. Благовещенск
Трудовое воспитание —это, образно гармония трёх понятий:
надо, трудно и прекрасно.
Сухомлинский В.А.
Родительское собрание
Тема: Роль семьи в трудовом воспитании младшего школьника.
Цель:
1) получить информацию об организации труда в семьях учащихся;
2) расширить представления родителей о том, как привить детям привычку трудиться.
3) сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье.
Участники: родители обучающихся и классный руководитель.
Задача трудового воспитания детей в семье - приучить детей к труду независимо от пола и возраста, научить выполнять в семье посильную работу, привить им нужные навыки. Выполняя трудовые обязанности, пре
Повестка:
Определение цели и задачи трудового воспитания в семье.
Домашние поручения.
Полезные советы.
Итог и решение.
Подготовка к собранию: провести индивидуальные беседы с детьми, используя следующие вопросы:
- помогаешь ли ты дома?
- если ли у тебя постоянные поручения по дому? Какие?
- охотно ли ты их выполняешь?
- поощряют ли тебя за это родители?
- наказывают ли тебя за невыполнение поручения? Как?
- анкетирование
Ход проведения.
I Вступительное слово классного руководителя
Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече с классными руководителями выпускных классов школ в июне 2017 года отметил, что воспитание является первичным фактором полноценного развития человека. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года отмечается необходимость обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций. Предлагается реализовывать трудовое воспитание и профессиональное самоопределение посредством:
• воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
• формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
• развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
• содействия профессиональному самоопределению, приобщению детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. В решении проблем трудового воспитания важнейшая роль принадлежит семье.
Семейное трудовое воспитание — неотъемлемая часть формирования личности.
II Тема родительского собрания, актуальность проблемы трудового воспитания младших школьников в семье, о написанных на плакате словах Сухомлинского В.А. как эпиграфе к коллективному обсуждению данной проблемы.
III Цели и задачи трудового воспитания в семье.
Любовь к труду рождается в дошкольном возрасте и сохраняется всю последующую жизнь. Труд – это ответственность, которую нужно воспитывать как можно раньше и уделять этому процессу постоянное внимание.
Семья –это самая естественная, самая благотворная среда, в которой формируется личность ребенка его отношение ко всем сторонам жизни, в том числе и к труду.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано.
Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развивать и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Содержание труда в семье реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей школьного возраста в семье это: поручения, общий, совместный и коллективный труд.
Поручения - одна из основных форм организации труда в семье. Это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности.
Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию - соответствовать видам труда.
Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.
Поручения для детей дошкольного возраста используются для:
- поддержания интереса к труду, желания трудиться;
-для обучения трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях;
-для удовлетворения потребности в общении со взрослым;
-для подготовки к другим формам организации труда.
Выбор методов в обучении трудовым действиям зависит от возраста детей, состояния их моторики, восприятия, внимания. Поэтому важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, используя различные методы и предъявляя дифференцированные требования к уровню сформированное у детей различных трудовых умений и навыков.
Основными средствами формирования трудолюбия в семье являются:
- осознание ценности труда в жизни человека как мотива трудовой деятельности,
-умелое сочетание умственного и физического труда детей,
-формирование соответствующих знаний, навыков и умений по ведению домашнего хозяйства, развитию самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
Компонентами педагогической деятельности родителей являются:
1) конструктивная деятельность (выбор форм и методов воспитания),
2) организаторская деятельность (связанная с организацией жизни и занятиями детей),
3) коммуникативная деятельность (установление взаимоотношений между родителями и детьми),
4) гностические способности (способность видеть результаты собственной деятельности, ее достоинства и недостатки),
5) проектировочный компонент (умение формулировать систему задач в воспитании ребенка, планировать его деятельность на длительный срок).
Основными методами трудового воспитания служат:
-расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных действий,
-действия совместные и по образцу,
-действия по словесной инструкции.
Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) представляет одно из важных направлений трудового воспитания детей.
а) Бытовой труд
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины, стряпня и прочие дела - не перечислить, так из много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться. Приучить детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это не такие уж сложные дела.
Наверняка, и не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять.
Главное, привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней - привычку заботиться о близких, формируя, тем самым, благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни - я сам почищу картошку».
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребенок, когда вырастет - летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.
Однако вряд ли и в нынешней ситуации кто-то станет отрицать необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным. А для этого надо сначала определить цель и задачи трудового воспитания детей в семье, что и является заданием на I этапе нашего собрания.
б) «Труд не понарошку», «Домашние поручения»
Сегодня редко встретишь пап и мам, которые считают плохо сочетающимися слова «дети» и «труд». А ведь раньше приходилось довольно часто слышать такую родительскую фразу: мы потрудились, пусть теперь хоть дети отдохнут. И все-таки результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что при наличии у большинства обучающихся разовых поручений по дому немногие дети выполняют их охотно и добросовестно. Меня взволновали серьезные расхождения в ответах детей и родителей. Стало очевидным, что многие обучающиеся трудятся дома понарошку. Их не привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются в их домашнем труде. А ведь в такой ситуации может сформироваться устойчивое нежелание трудиться, давайте вместе с вами подумаем и ответим на вопрос: какие трудовые поручения могут и должны быть у ребенка в семье?
Перечень называемых родителями поручений и при необходимости дополняет этот список своими предложениями.
Как правило, в перечень включаются следующие поручения:
- оказывать помощь родителям в уборке квартиры;
- наводить порядок на своем столе и в своей комнате;
- заботиться о младшем брате или сестре; стирать свои мелкие вещи, мыть чайную посуду;
- следить за чистотой обуви;
- выносить мусор;
- кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок;
- гулять с собакой, кошкой;
- покупать хлеб, молоко.
в) «Полезные советы».
Чтобы испечь вкусный пирог, чисто постирать белье или связать красивые и теплые варежки, каждая домашняя хозяйка следует в своем деле проверенным полезным советам. Такие советы очень нужны и для трудового воспитания наших детей, поэтому предлагаю участникам собрания поделиться ими друг с другом.
Полезными советами могут быть такие:
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями. воспитании детей.
5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и о работе своих друзей.
6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
Каждый совет педагог дополняет разъяснениями о том, как правильно их выполнить.
IV Анкета для родителей
1) Есть ли общие трудовые дела у взрослых и детей в вашей семье?
2) Кто моет посуду, готовит обед, ходит в магазин, убирает квартиру?
3) Любит ли сын или дочь выполнять домашние дела?
4) Есть ли у вашего ребенка постоянные трудовые дела? Как он к ним относится?
5) Что вы делаете, если ребенок отказывается делать домашнюю работу?
6) Знает ли ваш ребенок, где родители работают и что делают на работе? Был ли он у вас на работе?
С ответами родителей знакомятся члены родительского комитета и готовят на основании полученного материала выступление на родительском собрании.
V Памятка для родителей.
- Будьте последовательны в своих требованиях.
- Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
- Прежде чем поручить что-нибудь ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
- Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и о работе своих друзей.
- Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
VI Итог и решение
Предлагаю завершить наше коллективное обсуждение проблем трудового воспитания детей в семье словами К. Д. Ушинского: "Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, - это трудолюбие".
- И тогда наше дерево будет плодоносить. Учитель помещает на изображение дерева - плоды (яблоки).
И в завершении поразмышляйте над следующими вопросами.
• Если вы постоянно в присутствии детей говорите о том, что работа для вас наказание и каторга, то как о ней будут судить ваши дети?
• Если вы сами не выполняете домашние работы вовремя и аккуратно, то сможет ли этому научиться ваш ребенок?
• Если вам проще выполнить домашнюю работу самому, а не учить этому ребенка, что его ждет в будущем?
• Если вам важны успехи ребенка только в учебе, не боитесь ли вы вырастить черствого и эгоистичного человека?
• Если вы никак не оцениваете труд ребенка, откуда у него появится желание делать дальше любую работу?
Вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастливым человеком?
Научите его трудиться!
Решение собрания
1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в семье трудовые поручения.
2. Использовать в своей работе по воспитанию у детей трудолюбия советы классного руководителя и предложения родителей.
3. Предложить родительскому комитету школы обсудить проблемы трудового воспитания детей в семье.
Список литературы
1. Лотова И.П. Исследование педагогического потенциала семьи как междисциплинарная проблема //Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы: матер, междунар. науч.-практ. конф, посвященной 55-летию Ин-та дошкольного воспитания и 110-летию со дня рождения А.В. Запорожца (15 декабря 2015 г.). - Т. 3. - М.: НИИ школьных технологий, 2016. - С. 129-132.
2. Лотова И.П. Семья как социальный институт российского общества//Интеллектуальный капитал и способы его применения: сб. ст. по матер. XIX междунар. науч.-практ. конф. «Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия». - 2014. - № 1 (19). - Ч. 1. - М.: Education. - С. 93-95.
3. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / сост. М.П. Павлова. - М.: Просвещение, 1968. — 373 с.
4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. Т. 1 / сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. - М.: Педагогика, 1979. — 560 с.
5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / сост. Н.А. Сундуков. - М: Просвещение, 1968. -557 с. 14 М.М. Прокопьева