МБОУ Денисковичская ООШ
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
НА ТЕМУ:
«УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ РЕБЕНКА»
Подготовила и провела
учитель начальных классов:
ГорницкаяА.В.
2021 год
«Мотивация учения - основное условие
для успешного обучения в начальной школе»
Цель: донести до сознания родителей необходимость их участия в формировании и развитии учебной мотивации ребенка.
Задачи:
1. Познакомить родителей с результатами успеваемости второклассников за первую четверть.
2.Познакомить родительский коллектив с причинами нежелания их детей учиться, понятием мотива, уровнями мотивации, мотивами учения.
3.Раздать практические рекомендации по формированию учебной мотивации в виде памяток.
Ход собрания:
- Позади у ребят четверть – 1. В 1й четверти полученные отметки по учебным предметам
Слайд 2 Не стыдно чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться.
С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе. Но подчас и от родителей приходится с сожалением слышать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. Возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными Слайд 3 возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Как она возникает? Этот вопрос волнуют многих родителей. С приходом в школу начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье. Родители стараются организовать его правильное отношение к учебной деятельности. Учение для школьника — трудное занятие. Одного лишь понимания того, что нужно учиться, далеко не достаточно. Всем известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя и родителей – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Слайд 4
Слово “мотивация” происходит от латинского глагола “movere”, двигать. Под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться”.
Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.
Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый - пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это
сделать. Учебная деятельность радости не приносит. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях. Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Если аналогичная ситуация складывается у взрослого человека, то он долго не выдерживает и меняет место работы. Родители должны постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.
Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться манипулировать детьми, как “пешками”. А дети должны почувствовать себя “источником”, они должны научиться принимать на себя ответственность за свое поведение. Личность ребёнка-ученика неповторима. У одного – невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого – средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика.
Как сформировать у младшего школьника положительное отношение к учёбе. Какие советы можно дать вам, родители?
1. Поговорите с ребёнком о его отношении к учёбе: почему он учится, чего
боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку и т.д.)
2. Развивайте его познавательные интересы.
3. Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как
важно то, о чём он узнает. Об оценках забудут, а знание останется.
4. Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на
знания и умения. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет
решающую роль, а то, за что он получил её.
5. Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно
будет с каждым годом приобретать всё новые и новые знания.
6. Учите ребёнка планировать свою деятельность.
7. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет
соответствовать вашим ожиданиям.
Как установить контакт с ребенком?
1.устранить все, что порождает конфликт;
2.перестать читать нотации;
3.не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;
4.нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;
5.относиться сдержанно к школьным неудачам ребёнка;
6.интересоваться, чем живет ваш ребенок;
7.постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;
8.выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было
знакомо родителям;
Дополнительная информация для учителя.
Любые действия человек начинает и продолжает благодаря мотивации. Когда у ребёнка она сильная, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. У учеников, которым не хватает мотивации - нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал. Если ребенок не желает учиться, его мозг заперт и перегружается от внутреннего сопротивления. И наоборот, желание познавать приводит к колоссальным успехам без всякой перегрузки.
Учебная мотивация к обучению – не постоянная величина. Она постоянно изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения. Но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого ребёнка есть что- то, что его больше интересует. Поэтому мы взрослые должны это увидеть и направить его в нужное русло, развивая в нём понимания цепи мотивационного взаимодействия.
Какие советы можно вам дать по повышению учебной мотивации ребёнка.
1.Во-первых, выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.
От нас взрослых дети часто слышат, «не будешь учиться, будешь убирать навоз на ферме». Такая далекая перспектива никак не повлияет на мотивацию ребёнка к обучению. Его интересует ближайшая перспектива. Трудности в учёбе встречаются у любого ученика, будь он отличником или двоечником, ваша задача – родителей, научить ребёнка преодолевать эти трудности. А за ошибками воспитательного характера скрываются отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту, ребёнок больше предназначен самому себе, когда нет единства требований к ребенку со стороны родителей. Черезмерная опека или наоборот подавление личности ребёнка тоже влияют на мотивацию.
2.Во-вторых, применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или \ и исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».
3.В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Вообще-то это всё должно формироваться ещё в первом классе. Но, если ваш ребёнок до сих пор не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе. Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.
4.Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» - манипуляция чистой воды).
5.Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежания таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.
6.Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.
7.Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Поощряйте детей за хорошую учебу совместными походами (в лес, на каток, поездкой в город т.п.), кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.
8.Не старайтесь подменять собой учителя, требуя от ребёнка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку, а целую страницу; переписывать по многу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).
9.Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.
10.Для повышения учебной мотивации семья и школа должны работать вместе, дружно. Только работая в команде, можно добиться положительного результата. Как одна семья, без школы, не может, обучить своего ребенка, также школа, без семьи, этого сделать не может.
Слайд 11-15 Притча о мудреце
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил: ……
- Как вы считаете, что ответил мудрец?
“Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя:
Любимым, нужным, а главное – успешным.
Действительно, все в наших руках.