СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание о адаптации пятиклассников.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников в школе"»

Родительское собрание: «Трудности адаптация пятиклассников в школе»

Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.

Методы: лекция, анкетирования, родительский практикум.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, рекомендации.

Участники: родители учащихся 5-х классов, классные руководители.

Вот уже два месяца как наши дети являются учениками среднего звена. Наступил тот момент, когда можно подвести первые итоги по  адаптации  детей в пятом  классе. Что же такое адаптация?

Адаптация – это приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества. Т.е другими словами детям необходимо усвоить понять и принять предъявляемые им требования. Необходимо отметить, что именно начало обучения в пятом классе волнительный момент и важный в жизни школьника.

Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития который сопровождается распадом устаревшей системы взглядов и ценностей, т.е родительской, и формирование новой собственной. Другими словами раньше вы решали, что для ребенка хорошо и что плохо, а теперь он сам хочет понять, что для него хорошо и что плохо. Именно этот период в жизни детей 10-12,13 лет связан с обретением чувства взрослости – нового личностного образования младших подростков.

Групповая работа родителей: Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-й класс.

С какими трудностями могут встретиться дети, придя в 5 класс?

Поработайте в группах и выскажите свое мнение о трудностях пятиклассников. Примерное время 2 минуты.


Ребенок теперь - пятиклассник! Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособиться к ним.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Возникающие проблемы:

  • очень много разных учителей;

  • непривычное расписание;

  • новый классный руководитель;

  • возросший темп работы;

  • возросший объем работ в классе и д/з;

  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному

темпу, особенностям речи учителей; 

Итак, рассмотрим проблемы школьной адаптации.

1. Изменение условий обучения

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО.

Рушится привычный мирок, и, конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок и в каком кабинете он будет. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

2. Изменение требований

Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все термины записывать в конце обычной рабочей тетради. На литературе ценят высказанные собственные мысли, а на уроках истории все должно быть «документально подтверждено». И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.

Чем можно помочь?

Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.

Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий

3. Отсутствие контроля

Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель; Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать учебный процесс. В 5 классе ребенок не постоянно на контроле у учителя, и у него появляется свобода, что может привести к нарушению дисциплины.

Чем можно помочь?

Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.

Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

4. Пробелы в знаниях

За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки... Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы, ведь сразу трудно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что он не сможет подобрать проверочные слова. Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Чем можно помочь?

Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач.

Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.

Основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники, заключаются в следующем:

- в начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя, находясь в сфере его постоянного внимания и контроля в какой- то степени, а сегодня социальная ситуация обучения такова, что необходимо понять принять и усвоить требования разных учителей, причем разных не только по тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия. Так же в пятом классе они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им трудно пользоваться разумно своей свободой. Вследствие этого может произойти временное снижение успеваемости у некоторых учащихся, но высокий познавательный интерес и стремление хорошо учиться во второй четверти помогут восстановить привычную успеваемость, а может и улучшить ее.

Здесь хотелось бы отметить, что родителям необходимо формировать у подростка адекватное отношение к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала, т.е. ошибка – это не недопустимое наказуемое явление, а показатель того к чему еще можно стремиться и что нужно исправить. Именно ориентированность на ошибку одна из причин высокой тревожности учащихся, страх перед ошибкой не позволяет ребенку в полной мере раскрыть способности и предъявить их окружающим.

Чем же вы родители можете помочь вашему подростку. В первых, конечно же, это оказание поддержки в его начинаниях стремлениях чаяниях и надеждах; переход на новый уровень взаимоотношений с подростком от указывающих, руководящих к взаимоуважающим. Так же необходимо быть в постоянном и тесном контакте с классным руководителе и учителями предметниками, чтобы вовремя оказать помощь ребенку в возникших трудностях.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;

  • ребенок легко справляется с программой;

  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

  • Нежелания выполнять домашние задания.

  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  • Беспокойный сон.

  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.

  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.