СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Капризы и неврозы детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка родительского собрания ориентирована на 1-2 класс

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Капризы и неврозы детей"»

Родительское собрание  «Капризы и неврозы детей»  как форма взаимодействия семьи и школы Выполнила: Полякова Лариса Михайловна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 162 Кировского района г.Самары Самара, 2014 г.

Родительское собрание «Капризы и неврозы детей» как форма взаимодействия семьи и школы

Выполнила:

Полякова Лариса Михайловна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 162

Кировского района г.Самары

Самара, 2014 г.

Цель: создать условия для осмысления родителями предпосылок возникновения капризов и неврозов их детей и педагогически обоснованных подходов их предупреждения.   Задачи: Выявить источники возникновения капризов и неврозов у младших школьников. Оценить значимость педагогически обоснованных подходов к воспитанию, предупреждающих стрессы, неврозы и капризы детей. Вооружить родителей опытом педагогически обоснованного поведения в ситуациях, потенциально приводящих к капризам и неврозам.

Цель: создать условия для осмысления родителями предпосылок возникновения капризов и неврозов их детей и педагогически обоснованных подходов их предупреждения.

 

Задачи:

  • Выявить источники возникновения капризов и неврозов у младших школьников.
  • Оценить значимость педагогически обоснованных подходов к воспитанию, предупреждающих стрессы, неврозы и капризы детей.
  • Вооружить родителей опытом педагогически обоснованного поведения в ситуациях, потенциально приводящих к капризам и неврозам.
Этап подготовки: 1. Подбор вопросов и значимых для участников ситуаций для родительского собрания: 2. Оформление доски (цитаты): 3.Подготовка памяток для родителей: «Родителям о предупреждении капризов», «Как сохранить психическое здоровье ребёнка?», «Неврозы детей», «За что наказали?», «Памятка родителям от ребёнка». 4. Подготовка текстов ситуационных заданий для групповой работы родителей и теста «Какой Вы воспитатель?» 5. Организация работы «почтового ящика» для родителей 6. Подготовка презентации родительского собрания.

Этап подготовки:

1. Подбор вопросов и значимых для участников ситуаций для родительского собрания:

2. Оформление доски (цитаты):

3.Подготовка памяток для родителей: «Родителям о предупреждении капризов», «Как сохранить психическое здоровье ребёнка?», «Неврозы детей», «За что наказали?», «Памятка родителям от ребёнка».

4. Подготовка текстов ситуационных заданий для групповой работы родителей и теста «Какой Вы воспитатель?»

5. Организация работы «почтового ящика» для родителей

6. Подготовка презентации родительского собрания.

Что такое капризы и неврозы и чем они опасны для психического состояния ребёнка? Капризы  – это своеобразный эмоциональный сигнал для взрослых о том, что их взаимоотношения с ребёнком или же отношения к нему в чем – то ошибочны. В капризах ребёнка всегда повинен взрослый, хотя он часто не осознаёт такой прямой зависимости. Если плаксивое состояние ребёнка наблюдается в течение длительного времени, следует обратиться к невропатологу, чтобы выяснить, нет ли у ребёнка невротических реакций или других отклонений.

Что такое капризы и неврозы и чем они опасны для психического состояния ребёнка?

Капризы – это своеобразный эмоциональный сигнал для взрослых о том, что их взаимоотношения с ребёнком или же отношения к нему в чем – то ошибочны.

В капризах ребёнка всегда повинен взрослый, хотя он часто не осознаёт такой прямой зависимости. Если плаксивое состояние ребёнка наблюдается в течение длительного времени, следует обратиться к невропатологу, чтобы выяснить, нет ли у ребёнка невротических реакций или других отклонений.

Пример 1. Нередко, дойдя до дверей школы, ребёнок начинает капризничать, говоря: «Я не хочу в школу, оставь меня дома, я буду один». Пример 2. Часто родители непоследовательны в своих требованиях и это является причиной капризов. Один раз запретили приносить в школу конфеты, в другой раз забыли, а в третий – сами предложили взять. Вот поэтому, дойдя до школы, ребёнок начинает требовать своё: «Дай конфету!», топает ногами и кричит. Пример 3. Тяжелые переживания вызывает у некоторых детей появление второго ребенка. Пример 4. Нередко причиной невротических реакций могут быть различного рода запугивания, к которым прибегают родители Пример 5. Очень опасны для нервной системы ребенка психотравмирующие ситуации (например, частые ссоры родителей, скандалы). Различные взгляды на воспитание также нередко ведут к развитию неврозов у детей.

Пример 1.

Нередко, дойдя до дверей школы, ребёнок начинает капризничать, говоря: «Я не хочу в школу, оставь меня дома, я буду один».

Пример 2.

Часто родители непоследовательны в своих требованиях и это является причиной капризов. Один раз запретили приносить в школу конфеты, в другой раз забыли, а в третий – сами предложили взять. Вот поэтому, дойдя до школы, ребёнок начинает требовать своё: «Дай конфету!», топает ногами и кричит.

Пример 3.

Тяжелые переживания вызывает у некоторых детей появление второго ребенка.

Пример 4.

Нередко причиной невротических реакций могут быть различного рода запугивания, к которым прибегают родители

Пример 5.

Очень опасны для нервной системы ребенка психотравмирующие ситуации (например, частые ссоры родителей, скандалы). Различные взгляды на воспитание также нередко ведут к развитию неврозов у детей.

Выводы  Родители должны проявлять особую чуткость, так как постижение собственного внутреннего мира может сопровождаться сменой настроений.  Нужно самыми различными способами (в игре, беседе, во время совместного чтения, деятельности) лаской, нежностью, терпеливым вниманием помочь сыну или дочери разобраться в себе.  Если требования родителей неразумны, то ребенок начинает капризничать.

Выводы

  • Родители должны проявлять особую чуткость, так как постижение собственного внутреннего мира может сопровождаться сменой настроений.
  • Нужно самыми различными способами (в игре, беседе, во время совместного чтения, деятельности) лаской, нежностью, терпеливым вниманием помочь сыну или дочери разобраться в себе.
  • Если требования родителей неразумны, то ребенок начинает капризничать.
Ситуационная игра «Это типично» Ситуация 1. Семилетний Сережа, играя, разбросал элементы конструктора по всей комнате. Это выводит маму из себя: «Ах ты, неряха, разгром какой устроил! Сейчас же собери все, сделай это немедленно, я сказала! Что ты вытаращил глаза?» - И шлепнула его. Но чем больше мама ругала Сережу, тем меньше он проявлял желание убирать конструктор. Он смотрел исподлобья на мать и упрямо шептал: «Не буду убирать! Не буду убирать!»

Ситуационная игра

«Это типично»

Ситуация 1.

Семилетний Сережа, играя, разбросал элементы конструктора по всей комнате. Это выводит маму из себя: «Ах ты, неряха, разгром какой устроил! Сейчас же собери все, сделай это немедленно, я сказала! Что ты вытаращил глаза?» - И шлепнула его.

Но чем больше мама ругала Сережу, тем меньше он проявлял желание убирать конструктор. Он смотрел исподлобья на мать и упрямо шептал: «Не буду убирать! Не буду убирать!»

Ситуационная игра «Это типично» Ситуация 2. Утром, собираясь в школу, Алена замешкалась. Мама раздражается, так как спешит. Она подходит к Алене и резким движением надевает на нее верхнюю одежду. Алена протестует: «Я сама! Я не маленькая!». «Мне надоело твое упрямство!» - заявляет мама. Капризы продолжаются в школе, где Алена осознанно медлила и вредничала. Настроение обеих было испорчено на весь день.

Ситуационная игра

«Это типично»

Ситуация 2.

Утром, собираясь в школу, Алена замешкалась. Мама раздражается, так как спешит. Она подходит к Алене и резким движением надевает на нее верхнюю одежду. Алена протестует: «Я сама! Я не маленькая!». «Мне надоело твое упрямство!» - заявляет мама.

Капризы продолжаются в школе, где Алена осознанно медлила и вредничала. Настроение обеих было испорчено на весь день.

Ситуационная игра «Это типично» Ситуация 3. Папа привел дочку в школу и забыл прихватить выполненную ею поделку для уроков труда. Девочка плачет, не хочет переступать порог школы, опасаясь претензий со стороны учителя. Папа спешит, и, преодолевая упрямство дочери, шлепает ее и настаивает на своем. Папа, конечно, «победил», и девочка, понурив голову, пошла в класс.

Ситуационная игра

«Это типично»

Ситуация 3.

Папа привел дочку в школу и забыл прихватить выполненную ею поделку для уроков труда. Девочка плачет, не хочет переступать порог школы, опасаясь претензий со стороны учителя. Папа спешит, и, преодолевая упрямство дочери, шлепает ее и настаивает на своем. Папа, конечно, «победил», и девочка, понурив голову, пошла в класс.

Ситуационная игра «Это типично» Ситуация 4. Первоклашка утром плачет и прячет голову под подушку: «Я не хочу идти в школу, там плохо!». Как быть?

Ситуационная игра

«Это типично»

Ситуация 4.

Первоклашка утром плачет и прячет голову под подушку: «Я не хочу идти в школу, там плохо!». Как быть?

Тест «Какой Вы воспитатель?»

Ребенок подрался с одноклассником, и Вас срочно вызывают в школу. Как Вы поступите:

а) сгоряча накажете ребенка;

б) выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания;

в) прежде всего поговорите с учителем.

2. Помогая Вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция:

а) самая первая – подзатыльник;

б) раздраженная фраза: «Уходи отсюда. Обойдусь без твоей помощи»;

в) успокоите ребенка – ведь он сделал это неумышленно.

3. Если Вы наказали сына или дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, Вы:

а) промолчите, чтобы не уронить авторитет;

б) извинитесь;

в) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.

4. Ребенок одолевает Вас вопросами, просьбами, а Вы устали:

а) обрываете его: «Дай мне хоть минутку отдохнуть от тебя!»;

б) отвечаете, не думая, несерьезно, лишь бы ответить;

в) объясните, что очень устали, и попросите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.

5. Ребенок просит помочь ему в написании сочинения. Как Вы поступите:

а) напишете черновик, и ему останется лишь переписать сочинение;

б) строго скажете: «работай сам, только тогда сможешь чему – нибудь научиться»;

в) поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.

6. «Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок!» - просит сын или дочь. Что Вы ответите:

а) «Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени»;

б) «Ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом»;

в) «Прежде подумай, все ли предусмотрел, насколько серьезно твое стремление? Если так, я куплю рыбок. Но помни, что ухаживать за аквариумом придется только тебе».

Ситуационная игра «Узнай меня» Учитель предлагает вниманию родителей стенд с рисунками детей на тему «Мои капризы». Фамилии детей на обороте. Родители должны попытаться выбрать рисунок своего ребенка.

Ситуационная игра

«Узнай меня»

Учитель предлагает вниманию родителей стенд с рисунками детей на тему «Мои капризы».

Фамилии детей на обороте. Родители должны попытаться выбрать рисунок своего ребенка.

Детей надо баловать Обещание больше не любить ребенка Наполео- новские планы Слишком много строгости Безразличие Ситуационная игра «Наши ошибки» НАШИ ОШИБКИ

Детей надо баловать

Обещание больше не любить ребенка

Наполео- новские планы

Слишком много строгости

Безразличие

Ситуационная игра

«Наши ошибки»

НАШИ ОШИБКИ

Лепесток 1. Обещание больше не любить («Если ты не будешь таким, как я хочу, я не буду тебя любить…») Лепесток 2. Безразличие  («Делай что хочешь, мне все равно…») Лепесток 3. Слишком много строгости  («Ты должен делать то, что я сказала…») Лепесток 4. Детей надо баловать  («Пожалуй, я сделаю это сам: наработается еще…») Лепесток 5. Наполеоновские планы  («Мой ребенок будет заниматься музыкой, фигурным катанием, живописью, английским. Я не позволю ему упустить свой шанс…»)

Лепесток 1.

Обещание больше не любить

(«Если ты не будешь таким, как я хочу, я не буду тебя любить…»)

Лепесток 2.

Безразличие

(«Делай что хочешь, мне все равно…»)

Лепесток 3.

Слишком много строгости

(«Ты должен делать то, что я сказала…»)

Лепесток 4.

Детей надо баловать

(«Пожалуй, я сделаю это сам: наработается еще…»)

Лепесток 5.

Наполеоновские планы

(«Мой ребенок будет заниматься музыкой, фигурным катанием, живописью, английским. Я не позволю ему упустить свой шанс…»)

Памятка «Родителям о предупреждении капризов» (по материалам Г.Перегибова) 

  • Завтра, когда ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро» и … не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.
  • Когда вы браните ребенка, не употребляйте слов «ты всегда», «ты вообще», «вечно ты». Ваш ребенок всегда хорош. Он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.
  • Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
  • Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» лучше спросите его «Что сегодня было интересного?».
  • Когда вам хочется сказать ребенку «Не ври, не лги, не обманывай», скажите лучше: «Не обманывай». А еще улыбнитесь: «Кажется, кто-то говорит неправду».
  • Внушите ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
  • Когда вы раздражены, начните говорить с ребенком тихо, едва слышно. У многих раздражение сразу проходит.
  • Когда ребенок совершит что-то дурное, его обычно мучает совесть. Но вы наказываете его, и совесть замолкает. А это опасно.
  • Мы привыкли, что дети просят о чем-то родителей. А сами мы умеем просить детей или только приказываем? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.
  • Когда ребенок увлеченно играет один, постарайтесь не беспокоить его и даже не встречаться с ним взглядом, чтобы не разрушить мир, который он создал в игре.
  • Врач прописал ребенку очки. Не забывайте, что они все время бьются, и с этим ничего не поделаешь, не браните детей. Три пары в год ­– это еще не предел.
  • Договаривайтесь с ребенком заранее о тех делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «сделай, сходи» не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные дела.
Ситуационная игра «Как победить капризы ребенка?» Учитель предлагает каждой из групп участников по истечении 5 минут размышления предложить присутствующим хотя бы один совет из собственной воспитательной практики, являющийся ответом на вопрос «Как победить капризы ребенка?». Советы сразу озвучиваются, либо записываются на листах ватмана фломастером, прикрепляются к доске и комментируются.

Ситуационная игра

«Как победить капризы ребенка?»

Учитель предлагает каждой из групп участников по истечении 5 минут размышления предложить присутствующим хотя бы один совет из собственной воспитательной практики, являющийся ответом на вопрос «Как победить капризы ребенка?».

Советы сразу озвучиваются, либо записываются на листах ватмана фломастером, прикрепляются к доске и комментируются.

Памятка

«Как сохранить психическое здоровье ребенка»

  • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь их проблемами, вникайте в возникающие у них сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте «нажима» на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.
  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего лица, когда выходите к ребенку. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо – «психологическая пощечина» ребенку.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!