Родительское собрание «Капризы и неврозы детей» как форма взаимодействия семьи и школы
Выполнила:
Полякова Лариса Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 162
Кировского района г.Самары
Самара, 2014 г.
Цель: создать условия для осмысления родителями предпосылок возникновения капризов и неврозов их детей и педагогически обоснованных подходов их предупреждения.
Задачи:
- Выявить источники возникновения капризов и неврозов у младших школьников.
- Оценить значимость педагогически обоснованных подходов к воспитанию, предупреждающих стрессы, неврозы и капризы детей.
- Вооружить родителей опытом педагогически обоснованного поведения в ситуациях, потенциально приводящих к капризам и неврозам.
Этап подготовки:
1. Подбор вопросов и значимых для участников ситуаций для родительского собрания:
2. Оформление доски (цитаты):
3.Подготовка памяток для родителей: «Родителям о предупреждении капризов», «Как сохранить психическое здоровье ребёнка?», «Неврозы детей», «За что наказали?», «Памятка родителям от ребёнка».
4. Подготовка текстов ситуационных заданий для групповой работы родителей и теста «Какой Вы воспитатель?»
5. Организация работы «почтового ящика» для родителей
6. Подготовка презентации родительского собрания.
Что такое капризы и неврозы и чем они опасны для психического состояния ребёнка?
Капризы – это своеобразный эмоциональный сигнал для взрослых о том, что их взаимоотношения с ребёнком или же отношения к нему в чем – то ошибочны.
В капризах ребёнка всегда повинен взрослый, хотя он часто не осознаёт такой прямой зависимости. Если плаксивое состояние ребёнка наблюдается в течение длительного времени, следует обратиться к невропатологу, чтобы выяснить, нет ли у ребёнка невротических реакций или других отклонений.
Пример 1.
Нередко, дойдя до дверей школы, ребёнок начинает капризничать, говоря: «Я не хочу в школу, оставь меня дома, я буду один».
Пример 2.
Часто родители непоследовательны в своих требованиях и это является причиной капризов. Один раз запретили приносить в школу конфеты, в другой раз забыли, а в третий – сами предложили взять. Вот поэтому, дойдя до школы, ребёнок начинает требовать своё: «Дай конфету!», топает ногами и кричит.
Пример 3.
Тяжелые переживания вызывает у некоторых детей появление второго ребенка.
Пример 4.
Нередко причиной невротических реакций могут быть различного рода запугивания, к которым прибегают родители
Пример 5.
Очень опасны для нервной системы ребенка психотравмирующие ситуации (например, частые ссоры родителей, скандалы). Различные взгляды на воспитание также нередко ведут к развитию неврозов у детей.
Выводы
- Родители должны проявлять особую чуткость, так как постижение собственного внутреннего мира может сопровождаться сменой настроений.
- Нужно самыми различными способами (в игре, беседе, во время совместного чтения, деятельности) лаской, нежностью, терпеливым вниманием помочь сыну или дочери разобраться в себе.
- Если требования родителей неразумны, то ребенок начинает капризничать.
Ситуационная игра
«Это типично»
Ситуация 1.
Семилетний Сережа, играя, разбросал элементы конструктора по всей комнате. Это выводит маму из себя: «Ах ты, неряха, разгром какой устроил! Сейчас же собери все, сделай это немедленно, я сказала! Что ты вытаращил глаза?» - И шлепнула его.
Но чем больше мама ругала Сережу, тем меньше он проявлял желание убирать конструктор. Он смотрел исподлобья на мать и упрямо шептал: «Не буду убирать! Не буду убирать!»
Ситуационная игра
«Это типично»
Ситуация 2.
Утром, собираясь в школу, Алена замешкалась. Мама раздражается, так как спешит. Она подходит к Алене и резким движением надевает на нее верхнюю одежду. Алена протестует: «Я сама! Я не маленькая!». «Мне надоело твое упрямство!» - заявляет мама.
Капризы продолжаются в школе, где Алена осознанно медлила и вредничала. Настроение обеих было испорчено на весь день.
Ситуационная игра
«Это типично»
Ситуация 3.
Папа привел дочку в школу и забыл прихватить выполненную ею поделку для уроков труда. Девочка плачет, не хочет переступать порог школы, опасаясь претензий со стороны учителя. Папа спешит, и, преодолевая упрямство дочери, шлепает ее и настаивает на своем. Папа, конечно, «победил», и девочка, понурив голову, пошла в класс.
Ситуационная игра
«Это типично»
Ситуация 4.
Первоклашка утром плачет и прячет голову под подушку: «Я не хочу идти в школу, там плохо!». Как быть?
Тест «Какой Вы воспитатель?»
Ребенок подрался с одноклассником, и Вас срочно вызывают в школу. Как Вы поступите:
а) сгоряча накажете ребенка;
б) выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания;
в) прежде всего поговорите с учителем.
2. Помогая Вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция:
а) самая первая – подзатыльник;
б) раздраженная фраза: «Уходи отсюда. Обойдусь без твоей помощи»;
в) успокоите ребенка – ведь он сделал это неумышленно.
3. Если Вы наказали сына или дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, Вы:
а) промолчите, чтобы не уронить авторитет;
б) извинитесь;
в) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.
4. Ребенок одолевает Вас вопросами, просьбами, а Вы устали:
а) обрываете его: «Дай мне хоть минутку отдохнуть от тебя!»;
б) отвечаете, не думая, несерьезно, лишь бы ответить;
в) объясните, что очень устали, и попросите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.
5. Ребенок просит помочь ему в написании сочинения. Как Вы поступите:
а) напишете черновик, и ему останется лишь переписать сочинение;
б) строго скажете: «работай сам, только тогда сможешь чему – нибудь научиться»;
в) поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.
6. «Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок!» - просит сын или дочь. Что Вы ответите:
а) «Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени»;
б) «Ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом»;
в) «Прежде подумай, все ли предусмотрел, насколько серьезно твое стремление? Если так, я куплю рыбок. Но помни, что ухаживать за аквариумом придется только тебе».
Ситуационная игра
«Узнай меня»
Учитель предлагает вниманию родителей стенд с рисунками детей на тему «Мои капризы».
Фамилии детей на обороте. Родители должны попытаться выбрать рисунок своего ребенка.
Детей надо баловать
Обещание больше не любить ребенка
Наполео- новские планы
Слишком много строгости
Безразличие
Ситуационная игра
«Наши ошибки»
НАШИ ОШИБКИ
Лепесток 1.
Обещание больше не любить
(«Если ты не будешь таким, как я хочу, я не буду тебя любить…»)
Лепесток 2.
Безразличие
(«Делай что хочешь, мне все равно…»)
Лепесток 3.
Слишком много строгости
(«Ты должен делать то, что я сказала…»)
Лепесток 4.
Детей надо баловать
(«Пожалуй, я сделаю это сам: наработается еще…»)
Лепесток 5.
Наполеоновские планы
(«Мой ребенок будет заниматься музыкой, фигурным катанием, живописью, английским. Я не позволю ему упустить свой шанс…»)
Памятка «Родителям о предупреждении капризов» (по материалам Г.Перегибова)
- Завтра, когда ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро» и … не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.
- Когда вы браните ребенка, не употребляйте слов «ты всегда», «ты вообще», «вечно ты». Ваш ребенок всегда хорош. Он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.
- Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
- Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» лучше спросите его «Что сегодня было интересного?».
- Когда вам хочется сказать ребенку «Не ври, не лги, не обманывай», скажите лучше: «Не обманывай». А еще улыбнитесь: «Кажется, кто-то говорит неправду».
- Внушите ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
- Когда вы раздражены, начните говорить с ребенком тихо, едва слышно. У многих раздражение сразу проходит.
- Когда ребенок совершит что-то дурное, его обычно мучает совесть. Но вы наказываете его, и совесть замолкает. А это опасно.
- Мы привыкли, что дети просят о чем-то родителей. А сами мы умеем просить детей или только приказываем? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.
- Когда ребенок увлеченно играет один, постарайтесь не беспокоить его и даже не встречаться с ним взглядом, чтобы не разрушить мир, который он создал в игре.
- Врач прописал ребенку очки. Не забывайте, что они все время бьются, и с этим ничего не поделаешь, не браните детей. Три пары в год – это еще не предел.
- Договаривайтесь с ребенком заранее о тех делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «сделай, сходи» не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные дела.
Ситуационная игра
«Как победить капризы ребенка?»
Учитель предлагает каждой из групп участников по истечении 5 минут размышления предложить присутствующим хотя бы один совет из собственной воспитательной практики, являющийся ответом на вопрос «Как победить капризы ребенка?».
Советы сразу озвучиваются, либо записываются на листах ватмана фломастером, прикрепляются к доске и комментируются.
Памятка
«Как сохранить психическое здоровье ребенка»
- Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь их проблемами, вникайте в возникающие у них сложности, обсуждайте их, давайте советы.
- Не оказывайте «нажима» на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.
- Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
- Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
- Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
- Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
- Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
- Следите за выражением своего лица, когда выходите к ребенку. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо – «психологическая пощечина» ребенку.
Спасибо за внимание!