СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание «Мы на пороге взрослой жизни»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Юность – период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, от 15-16 до 21-25 лет. Старшеклассники стоят на пороге юношеского возраста, готовятся начать взрослую жизнь. Перед ними встают новые задачи, в решении которых происходит психосоциальное развитие. Основная задача этого возраста – выбор дальнейшего жизненного пути. В связи с этим у старшеклассников формируется особый интерес к общению с взрослыми. С родителями обсуждаются жизненные и профессиональные перспективы. Важно, чтобы старшеклассник не просто представлял себе свое будущее в общих чертах, а осознавал способы достижения поставленных жизненных целей. 

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Мы на пороге взрослой жизни»»

Родительское собрание «Мы на пороге взрослой жизни»


Цель собрания: познакомить родителей с возрастными особенностями взрослой жизни и как помочь ребенку достичь правильно поставленной жизненной цели.


Задачи:

- рассказать о возрастных особенностях взрослой жизни;

- показать родителям, что они имеют важность в данный период для ребенка;

- привлечь родителей к выбору жизненной цели ребенка.


Ход собрания


  1. Выступление классного руководителя

Юность – период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, от 15-16 до 21-25 лет. Старшеклассники стоят на пороге юношеского возраста, готовятся начать взрослую жизнь. Перед ними встают новые задачи, в решении которых происходит психосоциальное развитие. Основная задача этого возраста – выбор дальнейшего жизненного пути. В связи с этим у старшеклассников формируется особый интерес к общению с взрослыми. С родителями обсуждаются жизненные и профессиональные перспективы. Важно, чтобы старшеклассник не просто представлял себе свое будущее в общих чертах, а осознавал способы достижения поставленных жизненных целей.

Большинство школьников, еще до 11 класса задумываются о своем будущем. Желательно, чтобы эти представления были и у их родителей. Что именно планирует ребенок – продолжить образование, поступить на работу или пойти в армию? Почему? Подобную информацию можно получить только в ходе откровенной беседы, лучше всего завести разговор об этом как бы «к слову», например, после совместного просмотра фильма провоцирующего содержания или «зацепившись» за рассказ самого ребенка о его одноклассниках.

Родители имеют основания встревожиться, если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы или слишком часто их меняет. Можно спросить у самого ребенка, почему он до сих пор не принял однозначного решения. Если он огрызается или отмалчивается, возможно, ему просто не хочется задумываться о будущем, что свидетельствует об инфантильности. Полезно предложить ребенку поработать на каникулах, что поможет ему попробовать свои силы, почувствовать себя самостоятельным и подтолкнет к принятию важных жизненных решений.

Другой причиной может быть в недоверии родителям и страхе, что они осудят сделанный выбор. Здесь полезно будет рассказать, как в свое время они сами выбирали профессию, что думали на этот счет их собственные родители и были ли они в чем–то правы, привести опыт своих товарищей. Бесполезно отговаривать или категорично что–то запрещать. Важнее выяснить, насколько хорошо ребенок понимает, какую именно жизнь он выбирает, нет ли у него иллюзорных представлений о той или иной профессии, которая позволяет делать «бешеные деньги». Полезно обсудить карьеру известных миллионеров, телеведущих и музыкантов, которые начинали с чистки обуви или детских утренников.

Если ребенок принял определенное решение и сумел привести аргументы в пользу своего выбора, важно высказать пожелание, чтобы человеку удалось все задуманное и поинтересоваться, что именно сейчас он делает для достижения намеченной цели, помочь составить конкретный план.

Кроме того, родители могут помочь своим детям справиться с вероятной неудачей на выбранном пути, подобрав «запасные варианты» поступления в альтернативные учебные заведения.

Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассники обычно прибегают в проблемных ситуациях, а вот общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы, передаваемая друг другу информация достаточно секретна. Такое общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение.

Родители ни в коем случае не должны препятствовать естественному для этого возраста стремлению общаться со сверстниками. Родителей должно настораживать обратное, и помочь они смогут, если вместе с ребенком подумают, где найти сверстников с похожими интересами и способностями. Старшеклассник, у которого есть с кем отметить день рождения или пойти на дискотеку, возможно, станет лучше учиться (здесь уместно аналогия с взрослым, у которого наконец–то наладилась личная жизнь, и он стал хватать «звезды с неба» на работе).

Развитие мышления, памяти, внимания у старшеклассников достигает уровня взрослого человека. Активно формируется теоретическое понятийное мышление, умение рассуждать логически и абстрактно. Развиваются коммуникативные способности и практические трудовые навыки.

В развитии эмоциональной сферы юноша сильно отличается от подростка. К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, по сравнению с подростками, лучше управляют своими эмоциями, их настроение более устойчиво и в большей степени зависит от обстоятельств, чем от состояния нервной системы. Но по сравнению со взрослыми юноши более эмоциональны.

Самооценка десятиклассников относительно устойчива и высока, сравнительно адекватна. В это время преобладает оптимистический взгляд на самого себя, характерна низкая тревожность. В 11 классе ситуация становится более напряженной. Часть выпускников сохраняет оптимистичную самооценку, другие неуверенные в себе (чаще это девочки). В связи с изменением самооценки в 11 классе у многих возрастает тревожность. Важно помочь ребенку поверить в свои силы, пройти рядом с ним трудный этап подготовки и сдачи выпускных экзаменов, поступления в ВУЗ.

Также родители должны учесть, что после окончания школы, напряженных выпускных, вступительных экзаменов старшекласснику необходим полноценный отдых. Чувство усталости и опустошенности настигает всех выпускников: и «безалаберных» и ответственных. Еще никому не повредило ощущение, что «сейчас надо напрячь все силы, но потом я смогу отдохнуть и расслабиться».


  1. Анкеты учащихся

С детьми проводилась анкета «Выявление уровня самооценки». Дело все в том, что школьники утверждают, что они готовы к экзаменам и проблем сдать ЕГЭ у них не будет. Поэтому было решено провести тест.


Просмотр анкет учащихся.


Родители, сейчас я вам предлагаю провести анкету, и узнать к какой группе риска относится ваш ребенок.

Определение детей группы риска

Данная анкета была разработана психологами Южного округа в рамках курсов по психологической подготовке к ЕГЭ и предназначена для экспресс-диагностики детей групп риска. Ответить на вопросы анкеты предлагается учителям или родителям.

Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присуще ли Вашему ребенку перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.

/п

Утверждение

Да

Нет

Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого



Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом



Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других



Всегда и во всем исполнителен



Часто бывает несдержанным



Хорошо делает что-либо по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко



К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно



В своих делах и действиях часто надеется на «авось»



Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому



Часто перепроверяется, постоянно что-то исправляет в сделанном



Перед выполнением чего-либо требуется период «раскачки»



При выполнении какой-либо работы может то очень быстро ее делать, то, постоянно отвлекаясь, медленнее



Выполненную работу обычно не проверяет



Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п.



При выполнении какой-либо работы очень быстро устает



Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты



Часто бывает неаккуратным



При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом



Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо



Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко



Часто отвлекается при выполнении какой-либо работы



В работе часто бывает небрежен



Всегда стремится получать только отличные оценки



Всегда и во все медлителен и малоподвижен



Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее



Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки



Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех



Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха



Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо



Равнодушен к оценке своей работы



Заранее свои действия планирует с трудом



Часто жалуется на усталость



Все делает медленно, но основательно





КЛЮЧ:

Группа риска

Ответ «да»

на вопросы:

Группа риска

Ответ «да»

на вопросы:

Инфантильные дети

1, 8, 13, 30

Дети с трудностями произвольности и самоорганизации

12, 19, 21, 31

Тревожные дети

2, 10, 14, 29

Астеничные дети

15, 25, 28, 32

Неуверенные дети

3, 6, 9, 20

Гипертимные дети

5, 7, 17, 22, 26

«Отличники» и перфекционисты

4, 16, 23, 27

Застревающие дети

11, 18, 24, 33



Я думаю, анкета, которую вы сейчас сделали, помогла вам посмотреть на ребенка с другой стороны. Есть над чем работать и к чему стремиться.



  1. Учебная деятельность

Выступление учителей-предметников: русский язык и литература, математика


  1. Подготовка к ЕГЭ и сочинению

Заполнение таблицы по экзаменам

Проект расписания ЕГЭ-2015

Рассмотрение сайта ФИПИ http://www.fipi.ru/

Психологические рекомендации родителям выпускников при подготовке к ЕГЭ


Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?

Существуют ложные способы поддержки ребенка. Одним из них является гиперопека, т. е. создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей, положительных сторон ребенка.

Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты сможешь это сделать".

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

Забыть о прошлых неудачах ребенка;

Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо", "Ты знаешь это очень хорошо". Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

Опираться на сильные стороны ребенка;

Избегать подчеркивания промахов ребенка;

Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;

Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;

Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;

Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Удачи Вашим детям!