СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание " Воспитание трудолюбия в семье".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендованы анкеты, типовые ситуации для проведения диспута о трудовом воспитании в семье.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание " Воспитание трудолюбия в семье".»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ».

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье.

2. Расширить представления родителей о том, как привить детям привычку трудиться.

Подготовка к собранию.

1.Анкетирование детей и родителей до собрания

Анкета для учащихся

1.Есть ли у тебя дома постоянные трудовые поручения? Какие?

2.Ты выполняешь их сам, или тебя нужно просить?

3. Хвалят ли тебя за выполненную работу?

4.Какие дела ты хотел бы выполнять?

5. Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?

6.Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?

7.Что ты знаешь о работе своих родителей?

8.Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?

Анкета для родителей

1.Есть ли общие трудовые дела у взрослых и детей в вашей семье?

2. Любит ли сын или дочь выполнять домашние дела?

3.Есть ли у вашего ребенка постоянные трудовые дела? Как он к ним относится?

4. Как долго может трудиться ваш ребёнок?

5. Работа выполняется увлечённо или неохотно?

6.Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы?

7.Поощряете ли вы своего ребёнка за выполненную домашнюю работу?

8. Наказываете ли вы своего ребёнка, если он выполнил работу плохо?

9. Что вы делаете, если ребенок отказывается делать домашние дела?

10.Интересуетесь ли вы трудовым участием ребёнка в жизни своего класса?

ХОД СОБРАНИЯ:

1. Вступительное слово классного руководителя.

Одно из главных качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, требующем от воспитателя большого терпения.

Основы трудового воспитания закладываются в семье.

Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов и результатов легких нельзя. Во – первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во – вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, так их много. Изо дня в день повторяются одно и то же, и никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни.

И не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам помою посуду»

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу. Приучать его к мысли, что любой труд, направленный на пользу, - благороден. Не внушив этого нашим детям в детстве, мы вырастим белоручек и чистоплюев, которым тяжело придется в семье и в коллективе.

Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?

Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.



2. Анализ анкетирования.



3. Работа в микрогруппах, коллективное обсуждение ситуаций. (родители делятся на три группы , обсуждают предложенные ситуации).

А)Нужно ли платить деньги за труд?

Н.В.Якушкин. «НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ».

У нас две дочери: Марине 10 лет, Лене семь. Мы с мужем воспитываем их в труде. Я сама вижу радость, счастье в труде и стараюсь привить это детям. Они меня понимают и во всем помогают мне, когда я рядом с ними. Но когда меня нет, они ничего не делают. Я каждый раз вспоминаю старую пословицу - поговорку, что «лень раньше нас родилась»,

когда прихожу с работы, а в доме и в саду ничего не тронуто.

И вот мы с мужем придумали для девочек что-то вроде взрослой игры. Летом мы живем за городом, дети с нами.

Уходя на работу, даю им задание: допустим, выполоть по три грядки. За это мы им платим деньги. С работы они ждут меня с нетерпением, а, может, не меня, а заработанные деньги. У дочек появился к трудовым поручениям интерес: соревнование между собою и прямая материальная зависимость.

Перед тем, как начать эту игру, мы с девочками долго беседовали о том, что своим трудом они зарабатывают деньги, а в конце лета перед школой, мы купим большой красивый торт, и будет у нас семейный праздник. Вот на этом празднике мы и разобьем копилки и подсчитаем, кто сколько заработал, и на эти деньги купим все необходимое для школы.

Но что – то нас с мужем волнует: так ли мы все делаем? Может, у детей разовьется страсть к деньгам или нелюбовь друг к другу, зависть? Я рассказала у себя на работе о нашем эксперименте. Надо мной потешались, но толком никто ничего не подсказал. В педагогической литературе, что есть дома, я ничего не нашла. Правильно ли мы поступаем?

Б)Домашняя работа – мамина или общая?

Н. Вопиловская «ТОЛЬКО ЛИ МАМИНА?»

Я хочу высказать свое мнение об участии детей в домашней работе. Домашняя работа должна выполняться всеми членами семьи. Чем старше становятся дети, тем более серьезную работу им можно доверять и не считать ее выполнение помощью маме.

Дорогие учителя и родители! Никогда не спрашивайте у детей, помогают ли они маме по дому. Этот вопрос поставлен неправильно, потому что из него вытекает, будто вся домашняя работа — мамина. Мы ведь никогда не спрашиваем у детей, помогают ли они папе по дому Если ребенок подмел пол, он помог маме. Если папа вымыл посуду — помог маме. Но ведь по полу ходят все, в том числе ребенок. И посудой пользуются все: и мама, и дети, и папа. Почему же выполнение любой домашней работы считается, помощью маме? Домашняя работа общая!

... Я знаю семью, в которой растут два сына. Мама им говорит: «У нас дома нет девочек, поэтому посуду и пол мойте сами». Это тоже неправильно. Выходит, мальчикам с детства внушают, что домашняя работа - женское дело. Мальчики в этой семье по дому все делают, но при этом считают, что делают за кого-то. Вот была бы у них сестренка, все делала бы она.

Выражение «Помогаешь ли ты маме по дому?» в наше время устарело. Оно пришло из тех времен, когда мама занималась только домашним хозяйством, за которое никто не платил денег, а папа ходил на работу и приносил зарплату, кормил всех. Но в таком случае о работающей на производстве маме можно сказать, что она помогает папе, так как приносит домой зарплату и тоже кормит семью. Да при этом еще и дом ведет. Выходит, что мама всем помогает.

Лучше ставить вопрос так: «Какую домашнюю работу ты умеешь делать?» или «Какую домашнюю работу тебе уже доверяют родители?»

В)Как помочь ребёнку выработать привычку к труду?

Н.В. Язева «ПОСЕЙ ПРИВЫЧКУ К ТРУДУ».

Моей дочери 12 лет. Пять лет назад из-за нее я оставила любимую работу, и все время посвятила ей: спешила принести, подать, помочь. И сейчас, порой, за нее складываю учебники в портфель, убираю постель.

Не моту сказать, что она мне ни в чем не помогает. Иногда найдет на нее такое, что все вымоет, вычистит, выгладит. Но это только временами.

До пяти лет Инну воспитывали мои родители, а я жила одна. Когда ее привезли, пришлось ее «делить» с мужем. Как? А вот так. Он просит дочь: «Сделай для меня что-нибудь хорошее. Воды принеси, вымой посуду». А она: «Мне мама не говорила, чтобы я это делала. Если скажет, сделаю». Тут, наверное, я виновата. Когда еще Инна ходила в детский сад, я ей повторяла, чтобы слушалась только меня и бабушку, больше никого: «Бабушка у тебя одна А папина мама тебе не бабушка». И Инна, прежде чем что – то сделать, всегда смотрела на меня.

Муж часто говорил «Не паси ее, дай ей задание, и пусть она выполнит его самостоятельно»; Но я его не слушалась. Вот и уроки Инна готовит только со мной, ждет меня с работы. В начальных классах это было не очень обременительно, а сейчас нагрузки растут, мы не успеваем делать уроки, дочь не высыпается, учиться стала хуже. Заниматься в кружке тоже не успевает. Что я делаю не так? Где, когда и что упустила? Может, пока не поздно, начать все сначала?



Г) Вы поручили своему ребенку поливать комнатные растения, а через неделю обнаружили, что они находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, а то и шлепнув его, вы решаете сами следить за растениями. Ваши действия?

(Результат не замедлит сказаться, одним этим своим действием вы разом нарушили целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия. Главное же - правила постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде. И еще одно - постоянный контроль порученного дела.)



Д) Вы, опаздывая на работу, попросили вашу дочь вымыть посуду. А вечером обнаружили, что хотя посуда и вымыта, но, очень плохо. И в сердцах бросили: «Такую мелочь тебе доверила, а ты и этого не смогла сделать!»

(Дети ориентируются не на результат, а на затраченные усилия. Они гордятся своим трудом и, выполняя его, нуждаются в подкреплении, в том числе и в виде оценки полезности сделанного. А тут такой ушат холодной воды на голову! И нарушение двух основополагающих принципов - постоянной подкрепляющей оценки и подчеркивания полезности выполняемых детьми домашних дел.)



Ж) Во время подготовки к приему гостей вы поручили своему сыну начистить картофель для салата. Все остальные компоненты уже готовы, и вы с нетерпением начинаете посматривать на пыхтящего с ножом в руках ребенка, не выдержав, отбираете у него «инструмент и материал».

( Действуете вы из самых лучших побуждений, чтобы успеть до прихода гостей. Но совершаете, серьезную педагогическую ошибку, не проявляете терпения. Медлительность детей или их неумение правильно что-то сделать ни в коей мере не должны явиться причиной вашего поспешного вмешательства. )

Общие ошибки.

Распределяя на семейном совете обязанности между членами вашей семьи, вы из самых лучших побуждений поручаете вашему ребёнку не то, что он просил, а то, что кажется разумным.

Результат будет в лучшем случае нулевой, поскольку вы нарушили еще один важный принцип - обязательного учета склонностей и интересов ребенка.



4. Диспут.

1) Как в вашей семье ребенок соприкасается с трудом?

Рассказать, чем занимаются сами родители, как дети им помогают.

Вывод: Труд носит ,в основном ,эпизодический характер. а не систематический. Знания о содержании труда родителей повышает авторитет мам и пап в семье, вызывает уважительное отношение к людям труда.

2) Значение родительского примера в трудовом воспитании.( плюсы и минусы)

3) Труд: необходимость или обязанность?

4) Проблема поощрения, принуждения, наказания в семье.





Вывод: Уважительная оценка, доброе слово, сочувствие, улыбка-все это помогает побудить в душе ребенка внимательное отношение к труду. Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему. Но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость.