Тема:РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ и СОБИРАТЕЛЕЙ
Цели урока:
- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),
- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
- воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
9. Задачи:
- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
-метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
ХОД УРОКА
Орг. момент.
Повторение пройденного материала.
Индивидуальная работа по карточкам (5 человек).
Первобытных людей подстерегало много опасностей. Но их ждало также и много открытий. Одним их них было получение огня.
Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы:
- Что давал огонь первобытным людям?
- Как они его сохраняли?
- Почему потеря огня считалась несчастьем?
« ... В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках ... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота ... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель».
2. Работа с классом:
а) ответы на вопросы (слайд 1):
- Когда появились на Земле первобытные люди?
- Где жили древние люди?
- Как выглядели первобытные люди? (сравни с обликом современного человека)
- Чем отличались древние люди от животных?
- Какие занятия существовали у первобытных людей?
б) проверка знания терминов (слайд 2, 3):
- Всемирная история;
- человеческое стадо;
- орудия труда;
в) беседа (слайд 4):
- Что означает выражение «труд создал человека»? (без умения изготовлять примитивные орудия труда, поддерживать огонь человек не смог бы выжить в суровых природных условиях).
Новый материал.
План:
1) Жизнь в суровых климатических условиях.
2) Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.
3) Родовая община.
Доска! Остроконечник, гарпун, родовая община.
Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник - огромный слой льда толщиной около двух километров.
1. Самостоятельная работа с текстом учебника.
Прочитать с. 11-12, § 2, п. 1 и 2 учебника и ответить на вопросы (слайд 5):
- Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами?
(Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; придумали новые охотничьи орудия: копье с каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.) (слайды 6, 7, 8)
2. Работа с иллюстрациями учебника.
Первые люди могли прокормить себя лишь двумя способами – собирательством и охотой. Но охота – это очень опасное занятие. Часто охотники сами погибали.
Рассмотрите иллюстрацию 3 на с. 12 в учебнике и опишите охоту на диких козлов. Ответьте на вопрос:
- В чем ее трудности и опасности?
3. Да, вы правы. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие.
И такое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревьев помогло сделать величайшее изобретение - охотничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу. (слайд 9)
Слайд 9! Запись в тетрадь! 13 тыс. лет назад изобрели лук и стрелы.
4. Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых ... Такой коллектив стадом не назовешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры, родственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сообща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.
Слайд 10! Запись в тетрадь! Родовая община - коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство.
Закрепление.
- Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях?(слайд 11)
(освоение огня, пещер, строительство новых жилищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с костным наконечником; более тесное объединение людей в родовые общины).
V. Итог урока. Задание на дом.
§ 2 прочитать и ответить устно на вопросы.