СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родовые общины охотников и собирателей

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка для проведения урока истории в 5 классе. Третий урок в курсе.

Просмотр содержимого документа
«Родовые общины охотников и собирателей»


Тема:РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ и СОБИРАТЕЛЕЙ

  1. Цели урока:

- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), 

- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

- воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

9. Задачи:

- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

-метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

  1. Тип урока: урок открытия новых знаний

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная


ХОД УРОКА


  1. Орг. момент.


  1. Повторение пройденного материала.

    1. Индивидуальная работа по карточкам (5 человек).

Первобытных людей подстерегало много опасностей. Но их ждало также и много открытий. Одним их них было получение огня.

Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы:

- Что давал огонь первобытным людям?

- Как они его сохраняли?

- Почему потеря огня считалась несчастьем?

« ... В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и уста­лости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках ... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и навод­нений, переносили его через реки и болота ... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их по­томству угрожает гибель».


2. Работа с классом:

а) ответы на вопросы (слайд 1):

- Когда появились на Земле первобытные люди?

- Где жили древние люди?

- Как выглядели первобытные люди? (сравни с обликом сов­ременного человека)

- Чем отличались древние люди от животных?

- Какие занятия существовали у первобытных людей?

б) проверка знания терминов (слайд 2, 3):

- Всемирная история;

- человеческое стадо;

- орудия труда;

в) беседа (слайд 4):

- Что означает выражение «труд создал человека»? (без умения изготовлять примитивные орудия труда, поддерживать огонь человек не смог бы выжить в суровых природных условиях).


  1. Новый материал.

План:

1) Жизнь в суровых климатических условиях.

2) Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.

3) Родовая община.


Доска! Остроконечник, гарпун, родовая община.


Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик чело­века постепенно менялся, увеличивался его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник - огромный слой льда толщиной около двух километров.


1. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать с. 11-12, § 2, п. 1 и 2 учебника и ответить на вопросы (слайд 5):

- Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами?

(Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пе­щерах, рыть землянки, шить одежду; придумали новые охотничьи ору­дия: копье с каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.) (слайды 6, 7, 8)


2. Работа с иллюстрациями учебника.

Первые люди могли прокормить себя лишь двумя способами – собирательством и охотой. Но охота – это очень опасное занятие. Часто охотники сами погибали.

Рассмотрите иллюстрацию 3 на с. 12 в учебнике и опишите охоту на диких козлов. Ответьте на вопрос:

- В чем ее трудности и опасности?


3. Да, вы правы. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие.

И такое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревь­ев помогло сделать величайшее изобретение - охотничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстоя­ния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу. (слайд 9)


Слайд 9! Запись в тетрадь! 13 тыс. лет назад изобрели лук и стрелы.


4. Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опыт­ные учили молодых ... Такой коллектив стадом не назовешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры, ро­дственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему об­щина? Потому, что все делали сообща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.


Слайд 10! Запись в тетрадь! Родовая община - коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство.


  1. Закрепление.


- Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых услови­ях?(слайд 11)

(освоение огня, пещер, строительство новых жилищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с костным наконечни­ком; более тесное объединение людей в родовые общины).


V. Итог урока. Задание на дом.

§ 2 прочитать и ответить устно на вопросы.