Рассматривая слова-родственники в детском саду, мы опираемся на природное языковое чутьё ребенка и на свой артистизм, сообразительность и оригинальность в подаче материала, а школьный термин "однокоренные слова" не применяем.
Рассматривая наглядность, желательно, чтобы взрослый помог ребенку догадаться, какое главное слово скрывается во всех словах - родственниках. При этом на начальных этапах работы не следует обращать внимание на слова, в которых наблюдается замена звуков. Например, снег - снеговик - снегурочка - удачный пример. Но снег - снежинка - снежок - менее удачный вариант, мешающий детям уловить логику образования однокоренных понятий.
Единой, общепризнанной и жестко утвержденной методики ознакомления детей с родственными словами не разработано, поэтому игры и задания вариативны и могут быть окрашены Вашими творческими доработками и нюансами.
Примерные игры и задания по теме "Родственные слова".
Обратите внимание, что в каждой игре следует в начале, по ходу и в конце упоминать про понятие "родственные слова" и разъяснять детям неясные моменты.
Как растут слова?
У любого слова, как у дерева, есть корни. Прослушайте стихотворение. Запомните и назовите близкие по смыслу слова. Расположите их на чудо-дереве из необыкновенного словесного сада.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Можно сочинить и другую сказку.
Корень ЛЕС рассердился, он не хочет жить без родственников.
Пошел корень ЛЕС искать своих родственников. Вышел на лесную тропинку. Красиво в лесу летом! Цветут цветы, птицы поют замечательные песни. Перешел он через ручеек,
Дошел до озера и увидел лесника. Лесник обходил свои владения. Подошел корень ЛЕС к лесничему, поздоровался с ним и спросил, где ему родственников искать?
Помогите найти корню ЛЕС родственные слова. ЛЕСНУЮ, ЛЕСНИКА, ЛЕСНИЧЕМУ
- Найдите общую часть родственных слов.
Необходимо отличать формы слова, когда смысл слова остается прежним (лес, лесу, о лесе) от родственных слов, когда появляется слово с новым лексическим значением (лес, лесной).
Д/и "Объяснялки". Взрослый объясняет слово, а ребенок сам отгадывает и называет понятие. Постоянно акцентируем внимание на понятии "снег", и что от него образовались слова. В конце игры подводим итог - слова родственники и все они произошли от слова "снег".
Если позволяет развитие ребенка, то взрослый называет слово, а ребенок его объясняет. Также постоянно акцентируем внимание на понятии "снег" и что от него образовались другие слова. В конце игры подводим итог - слова родственники произошли от слова "снег".
• Снежинка – капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
• Снег – скопление снежинок.
• Снегопад – момент, когда снежинки падают с неба.
• Снежная зима – зима с большим количеством выпавшего снега.
• Снежки – комочки из снега.
• Снеговик – фигура, сделанная из трех снежных шаров.
• Снегурочка – сказочный персонаж из снега.
Д/и «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима»).
На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.
Подберите «слова – родственники» к слову «зима». Как можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима»? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день). «Зимняя» (дорога, погода, пора, стужа); «зимнее» (небо, солнце, утро).
Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части»)
Жил да был весёлый гном
Он в лесу построил… (дом)
Рядом жил поменьше гномик
Пол кустом он сделал… (домик)
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… (домишко)
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой… (домище)
Был он стар и был он сед
И большой был… (домосед)
А за печкой за трубой
Жил у гнома… (домовой)
Очень строгий, деловитый
Аккуратный… (домовитый)
Мох, калину, зверобой –
Всё из леса нёс… (домой)
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас… (домашний)
Каждый день соседи-гномы
Навещали деда… (дома)
Всех встречал радушно гном
Все любили этот … (дом).
Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:
Лес, лесок, лесной, лесник;
гриб, грибок, грибник, грибной;
вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;
сахар, сахарный, сахарница;
носят, поднос, носильщик;
гора, горка, гористый, горный, пригорок;
лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;
дуб, дубок, дубовый;
ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;
весна, весенний, веснянка, веснушка.
В процессе работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы.