СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родственные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация о волшебных родственных словах.

Просмотр содержимого документа
«Родственные слова»

Рассматривая слова-родственники в детском саду, мы опираемся на природное языковое чутьё ребенка и на свой артистизм, сообразительность и оригинальность в подаче материала, а школьный термин "однокоренные слова" не применяем.

Рассматривая наглядность, желательно, чтобы взрослый помог ребенку догадаться, какое главное слово скрывается во всех словах - родственниках. При этом на начальных этапах работы не следует обращать внимание на слова, в которых наблюдается замена звуков. Например, снег - снеговик - снегурочка - удачный пример. Но снег - снежинка - снежок - менее удачный вариант, мешающий детям уловить логику образования однокоренных понятий.

Единой, общепризнанной и жестко утвержденной методики ознакомления детей с родственными словами не разработано, поэтому игры и задания вариативны и могут быть окрашены Вашими творческими доработками и нюансами.

Примерные игры и задания по теме "Родственные слова".

Обратите внимание, что в каждой игре следует в начале, по ходу и в конце упоминать про понятие "родственные слова" и разъяснять детям неясные моменты.

Как растут слова?

У любого слова, как у дерева, есть корни. Прослушайте стихотворение. Запомните и назовите близкие по смыслу слова. Расположите их на чудо-дереве из необыкновенного словесного сада.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, словно корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом,

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Можно сочинить и другую сказку.

Корень ЛЕС рассердился, он не хочет жить без родственников.

Пошел корень ЛЕС искать своих родственников. Вышел на лесную тропинку. Красиво в лесу летом! Цветут цветы, птицы поют замечательные песни. Перешел он через ручеек,

Дошел до озера и увидел лесника. Лесник обходил свои владения. Подошел корень ЛЕС к лесничему, поздоровался с ним и спросил, где ему родственников искать?

Помогите найти корню ЛЕС родственные слова. ЛЕСНУЮ, ЛЕСНИКА, ЛЕСНИЧЕМУ

- Найдите общую часть родственных слов.

Необходимо отличать формы слова, когда смысл слова остается прежним (лес, лесу, о лесе) от родственных слов, когда появляется слово с новым лексическим значением (лес, лесной).

Д/и "Объяснялки". Взрослый объясняет слово, а ребенок сам отгадывает и называет понятие. Постоянно акцентируем внимание на понятии "снег", и что от него образовались слова. В конце игры подводим итог - слова родственники и все они произошли от слова "снег".

Если позволяет развитие ребенка, то взрослый называет слово, а ребенок его объясняет. Также постоянно акцентируем внимание на понятии "снег" и что от него образовались другие слова. В конце игры подводим итог - слова родственники произошли от слова "снег".

• Снежинка – капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.

• Снег – скопление снежинок.

• Снегопад – момент, когда снежинки падают с неба.

• Снежная зима – зима с большим количеством выпавшего снега.

• Снежки – комочки из снега.

• Снеговик – фигура, сделанная из трех снежных шаров.

• Снегурочка – сказочный персонаж из снега.

Д/и «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима»).

На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова – родственники» к слову «зима». Как можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима»? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день). «Зимняя» (дорога, погода, пора, стужа); «зимнее» (небо, солнце, утро).

Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части»)

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Пол кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

А за печкой за трубой

Жил у гнома… (домовой)

Очень строгий, деловитый

Аккуратный… (домовитый)

Мох, калину, зверобой –

Всё из леса нёс… (домой)

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас… (домашний)

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда… (дома)

Всех встречал радушно гном

Все любили этот … (дом).

Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;

весна, весенний, веснянка, веснушка.

В процессе работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы.