СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль языка в жизни общества.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На вводных уроках о роли языка как средства общения должна царить особая атмосфера, располагающая к высокой творческой активности школьников, способствующая расширению знаний о родном языке, о традициях, культуре русского народа – носителя  русского языка. Именно с этих первых уроков закладывается любовь к великому русскому слову, формируется мотивация к изучению русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Роль языка в жизни общества.»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

ПО ФГОС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Слово, язык – важнейшая ценность, доставшаяся нам в наследство от наших предков. Язык определяется как средство человеческого общения. Это одно из возможных определений языка представляет собой глав­ное, потому что характеризует язык не с точки зрения его организации, структуры, а с точки зрения того, для чего он предназ­начен. Эту особенность языка необходимо донести ученикам, чтобы они понимали значение языка в жизни людей, пользовались богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, бережно относились к языку и речи. На вводных уроках о роли языка как средства общения должна царить особая атмосфера, располагающая к высокой творческой активности школьников, способствующая расширению знаний о родном языке, о традициях, культуре русского народа – носителя русского языка. Именно с этих первых уроков закладывается любовь к великому русскому слову, формируется мотивация к изучению русского языка.

ТЕМА: РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.


ТИП УРОКА: УРОК ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

ФОРМА УРОКА: УРОК - МАСТЕРСКАЯ


ЦЕЛИ УРОКА: способствовать развитию понятия о разнообразии средств выражения мыслей, чувств, о значении языка в жизни людей, развивать потребность поделиться своими мыслями, мотивацию к изучению русского языка.


ЗАДАЧИ УРОКА:


1.ДИДАКТИЧЕСКАЯ: развивать понятие о языке как средстве общения, выявить общее и различное в устном и письменном общении.



2.РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать логическое и аналитическое мышление, формировать и совершенствовать умения и навыки грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности, мотивацию к изучению русского языка, творческие способности учащихся



3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать коммуникативные умения, интерес учащихся к русскому языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Русский язык. Практика» 5 класс под ред. А. Ю. Купаловой и «Русский язык. Теория» 5-9 класс под ред. В. В. Бабайцевой; высказывания писателей о русском языке, карточки с пословицами, мультимедийный компьютер, телевизор, Толковый словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова, справочник школьника, Интернет-ресурсы.




Этапы урока

Дидактические цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.

Организационный момент

Настроить учащихся на работу

Проверка посещаемости по журналу.

Проверка готовности рабочих мест.

0,5 мин.

2.








Индуктор

Звучит спокойная

музыка. На экране телевизора высказывание П. Вяземского о языке.


















Готовятся к работе, рассматривают запись на экране телевизора.












3.



















Словарная работа


















Активизация мыслительной деятельности.

















Сегодня у нас не обычный урок , а урок-мастерская. Посмотрите, что обозначает слово «мастерская» и какое значение подходит нашей мастерской.

Контролирует работу в группах, подводит итог сказанному учениками


Работают в группах: 1гр. – поиск значения слова в Толковом словаре В. И. Даля; 2гр.- в словаре С. И. Ожегова; 3 гр. использует Интернет-ресурсы; 4 гр. – в справочнике школьника.








3 минут
















4.








Работа над содержательной стороной высказывания.





Активизация мыслительной деятельности, навыки монологической речи


Осмысление содержания высказывания


Читает высказывание П. Вяземского: «Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной…»


Как вы понимаете это высказывание?

Работа в парах (сильный- слабый) над пониманием высказывания.


Ответы учеников из каждой группы обсуждаются, оцениваются учеником самостоятельно.


5 мин.

5.


Сообщение темы урока


Подготовка к восприятию материала урока

Предлагает записать тему урока ( записана на доске заранее)


Записывают тему.


0,5 мин.

6.

Формулировка цели урока


Ребята, давайте подумаем, какой цели мы должны добиться на уроке.

Верно, наша цель: обобщить знания о языке как средстве общения.

Формулируют цель урока

2 мин.

7.

Работа с учебником.

У. №1. Творческая работа.

Самоинструкция пошагового выполнения задания. Самоконструкция по созданию творческого продукта

Предлагает прочитать задание вслух и выполнить его самостоятельно

Индивидуальная работа. Записывают выводы в тетрадь.

5 мин.

8.

Работа с параграфом с. 8 «Русский язык. Теория»

Социоконструкция – объединение гипотез, взаимная оценка индивидуальных выводов. Социализация – обсуждаются все мнения.

Фиксирует вместе с учениками ответы на вопросы упражнения №1, найденные в параграфе.

Групповая работа: проверяются выводы, сделанные по у. №1.

3 мин.

9.

Творческое задание



Конструирование предложения по заданию у. №2

Наблюдает за работой учащихся.



Работа в парах: вспоминают, что такое однокоренные слова, работают над цепочкой родственных слов к слову «общение» и составляют предложение – вывод к 1части урока.

3 мин.

10.

Работа с загадками

(у. № 4)

Закрепление навыков выразительного чтения, развитие ассоциативного мышления.

Предлагает определить, что помогает разгадать загадки.

Какой язык ещё можно использовать для передачи информации?

Фронтальная работа. Выразительно читают загадки, отгадывают, используя «язык» рисунков.

Размышляют, записывают выводы в тетрадь.

3 мин.

11.

Работа по карточке

Активизация мыслительной деятельности, навыки монологической речи



Предлагает собрать пословицы, части которых находятся на разрезанных на полоски карточках.


Как передаётся потомкам народная мудрость?



Работа в группах: собирают пословицу. Думают над вопросом, дают развёрнутый аргументированный ответ.


Выводы записываются в тетрадь.

3 мин.

12.

Работа с вопросами у. №8 с опорой на текст параграфа на с. 8

Умение проводить сопоставительный анализ


Контролирует ситуацию на уроке.

Слушает ответы учащихся

Самостоятельная работа по вариантам: 1в – вопрос №1; 2 в – вопрос №2. 2-4 ученика отвечают на вопросы. Идёт обсуждение.

Выводы фиксируются в тетрадях.

5 мин.

13

Рефлексия.



Итог урока.

Умение применять полученные знания на практике.

Предлагает написать, какие затруднения испытывали на уроке, при каких видах заданий, что помог понять сегодняшний урок.

Заключительное слово учителя после прослушивания мини-сочинений. Обсуждение домашнего задания.

Домашнее задание: у. 9 ( почему необходимо хорошо владеть языком?), у. 10

Оформляют письменно свои мысли по поводу заданий урока, затруднений, пожелания.

Тетради сдаются на проверку для самоанализа урока учителем и выставления оценок, поставленных себе учениками.




Выбирают домашнее задание по силам и интересу.





7 мин.