СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль классного руководителя в системе духовно-нравственного воспитания учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрены вопросы, касающиеся духовно-нравственного воспитания учащихся. Выявлена и обоснована необходимость совместной работы классного руководителя с психологом школы в процессе духовно-нравственного формировании личности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в системе духовно-нравственного воспитания учащихся»

Роль классного руководителя в системе духовно-нравственного воспитания учащихся

С.М. Кривуля

ГБОУ ЛНР «ССОШ №32», г. Стаханов

KriwuljaSergey@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы, касающиеся духовно-нравственного воспитания учащихся. Выявлена и обоснована необходимость совместной работы классного руководителя с психологом школы в процессе духовно-нравственного формировании личности обучающихся.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, классный руководитель, приоритетное направление, воспитательный процесс, уровень воспитанности.

Актуальность проблемы. Проблема духовно-нравственного воспитания личности учащихся всегда была и остается актуальной. В современное время она приобретает особое значение. Ведь для нашей Республики нынешнее время – это переломный момент в ее развитии. И то, что мы воспитаем в душах детей, то и будет нашим будущим.

Цель статьи. В данной статье я хочу рассказать о роли классного руководителя в системе духовно-нравственного воспитания учащихся, поделиться опытом совместной работы со школьным психологом в данном направлении.

Изложение основного материала.

Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностей

Не устоят ни село, ни город, ни Земля наша…

А. И. Солженицын

У педагога есть сложная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Каждый учитель знает, какой бы трудной ни была эта деятельность, она, без сомнения, нужна учащимся, ведь класс – главное звено школы. Классный руководитель является координатором и организатором жизни класса. Я молодой специалист. Классным руководителем работаю всего лишь 3 года. Опыт моей работы невелик, но я вижу его эффективность, я вижу, с каким интересом участвуют ребята в классных делах.

Работа классного руководителя многоранна, но приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

Формирование личности учащихся происходит в условиях постоянного реформирования и модернизации образовательного процесс. Да и само значение понятия «нравственность» претерпело значительную модернизацию. Рассмотрим это на таких примерах.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.

В кратком словаре по философии мы можем увидеть, что понятие нравственности приравнено к понятию мораль: «Мораль (латинское mores- нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [5, с. 191-192].

В.И.Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [3, с. 345].

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [7, с. 414].

Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным – значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» [6, с. 289].

Из выше изложенного возникает логический вопрос: каков тогда должен быть плод нашего воспитания? Каким мы должны видеть нашего выпускника? Ответ на этот вопрос нам дает Республиканская программа духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов Луганской Народной Республики на 2016-2020 годы: «Данная Программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других» [8, с. 2].

Для реализации данной Программы необходима система работы.

Первым этапом реализации Программы для меня стал диагностический. Начав работу с классом, я заметил, что уровень духовно-нравственных качеств и воспитанности был низкий. После своих наблюдений я решил обратиться за помощью к школьному психологу. После консультаций с ним я решал провести диагностику уровня воспитанности. Школьный психолог порекомендовала методику Капустина.

За основу были взяты отношения:

- к труду,

- к обществу,

- к себе,

- к людям,

- к культуре.

Уровень воспитанности классного коллектива 5 класса оказался очень низким.

Следующим - прогностический. Результаты анализа проведённой диагностики показали, что детям не свойственны такие качества характера как сострадание, милосердие, взаимопонимание, отзывчивость.

Следующий этап – планирование и целенаправленная воспитательная работа.

Главным признаком духовно-нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с самого простого уровня и заканчивается более высоким. Для достижения этих целей в своей практике я использую усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учётом возрастных особенностей учащихся. Так, например, в 5 классе я использовал игровые формы проведения классных часов: турнир «Лесенка достижений», «Праздник вежливых ребят», мастерская общения «Заповеди нашего класса». В 6 классе мною уже были проведены внеклассные мероприятия духовно-нравственной направленности в несколько иной форме: «Первые ростки нашей дружбы» - мини-проект, ролевая игра «Поговорим об ответственности», беседа «Совесть – мерило нравственности». В этом учебном году планирую проводить такие мероприятия: классные часы в форме деловой игры, в диспутах по обсуждению актуальных вопросов: «Мы живём среди людей», «Вверх по лестнице жизни» и т.д.

Очень важную роль в формировании духовно-нравственных качеств играет семейное воспитание. Планируя воспитательную работу, я обязательно включаю мероприятия для совместного времяпровождения родителей с детьми. Для нашего класса стали традиционными совместные походы с на природу, участие родителей в школьных и внешкольных мероприятия.

Выводы.

Так, в процессе воспитательной работы в период с сентября 2014 по декабрь 2016 года были достигнуты следующие результаты:

1) Повысился уровень сплоченности коллектива.

2) Активизировалась работа органов самоуправления класса.

3) Дети стали социально активны, посещают кружки и секции.

4) Изменились ценностные ориентиры.

Результативность воспитательной системы класса отслеживаю на основе диагностики уровня воспитанности учащихся. Чётко прослеживается изменение ценностных ориентиров, на первом месте «отношение к людям».

Данные анкетирования, собеседования, наблюдения позволяют мне сделать вывод: системная работа по реализации Программы духовно –нравственного воспитания даёт позитивные результаты по формированию личности учащихся. Это и есть результат работы классного руководителя.

Список литературы:

  1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.

  2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций.- М.: Просвещение, 1988.

  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка –М.: 1979.

  4. Каирова И.А. Нравственное развитие школьников в процессе воспитания. – М.: Просвещение, 1979.

  5. Краткий словарь по философии. – М.: 1982.

  6. Ницше. Сочинение в 2-х томах. – М.:1990, т.1 НИИОП АПНСССР, 1988.

  7. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2-е издание –М: 1995.

  8. Программы духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов Луганской Народной Республики на 2016-2020 годы.

  9. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. М., 2001.

3