Роль мотивации в повышении качества образования
Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет
желания учиться.
В.А. Сухомлинский
Большинство обучающихся не склонно посвящать себя непрерывному процессу обучения.
Основным фактором, определяющим качество и темп обучения, является мотивация - неявно выраженное звено процесса обучения. Это звено соединяет элементы, определяющие дееспособность и мощность личностного интеллектуального базиса формирования знаний, умений, навыков.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития познавательных интересов, осуществлением в единстве патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников, формированием у них активной жизненной позиции.
Перед каждым учителем стоит вопрос: «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении своего предмета, соответственно, и качество образования»?
Работая учителем осетинского языка и литературы, строю систему своей деятельности на формировании положительной мотивации в изучении осетинского языка и литературы.
Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. С моей точки зрения, в основу комплексного образования ложится идея интеграции. А с введением ФГОС возрастает роль интегрированных уроков. Это связано с необходимостью формирования «целостного взгляда на мир».
Одним из направлений формирования целостного видения мира является интеграция сведений, получаемых из различных учебных дисциплин. Этому способствуют интегрированные уроки.
1.Примером интегрированного урока на основе пения является урок в
1-ом классе «Иры сæууон стъалы». Где дети выучили и исполнили песни написанные на основе стихотворений Коста «Фыдуаг» , «Гино», «Фæззæг».
Песня на родном языке как является, с одной стороны, образцом звучащей родной речи, с другой стороны, будучи носителем культурологической информации, формирует духовную культуру учащихся.
2.Интегрированный урок: осетинская литература и астрономия в 3 классе . Тема урока «Авд хойы». На данном уроке учащиеся открыли для себя названия созвездий на осетинском языке, что вызвало большой интерес к теме урока.
Кроме интегрированных уроков сейчас в нашу жизнь прочно входят информационно-коммуникационные технологии, которые тоже становятся на путь повышения эффективности преподавания. Применение ИКТ повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Использование ИКТ на уроках дает хорошие результаты в деле повышения мотивации и качества обучения. Примером повышения мотивации на уроке, через информационные технологии может служить урок осетинского языка в 4 классе «Вазыгджын дзырдтæ».
Данная разработка «Вазыгджын дзырдтæ» – это интегрированное занятие, включающее в себя знания из области истории, географии и этнографии с использованием документкамеры, интеактивной доски и мультимедийной презентации «Самые красивые мосты в мире».
Вовлекая детей во внеурочную кружковую деятельность использую на уроках инсценированные учебные сказки и диалоги. Связывая таким образом учебную и внеучебную деятельность.
Например на 15 октября дети смотрят видеоролик, где в диалоге дети ставят проблемный вопрос «Чей сегодня день рождения?» в соответствии с этим дети определяют и тему урока. (видеоролик)
Следующий метод это метод интервьюирования на уроке осетинского языка. Грамматическая тема урока «Мивдисæг». Данный метод проведения занятия вовлекает детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать, слушать и понимать.
Часто во внеурочную кружковую деятельность намеренно вовлекаю слабоуспевающих детей это является эффективным способом повышения мотивации в учении родного языка а так же повышения статуса слабоуспевающего и собственной значимости.
Использование дифференцированного обучения на уроках.
«Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора» (Ш. А. Амонашвили).
Классы, в которых я работаю, состоят из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, поэтому добиваюсь, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, продвигался в развитии. На уроках очень часто применяю дифференциацию учебных заданий. Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики сами определяют какой вариант будут выполнять. Возможно применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания.
Например: нарт Сослан пустил три стрелы: маленькую, среднюю и большую. Они попали к трем братьям –уаигам . Нужно помочь нарт Сослану вернуть стрелы, для этого нужно выполнить задание, написанное рядом со стрелой. Труднее всего вернуть самую большую стрелу, полегче среднюю, еще проще - маленькую. Каждый ученик выбирает один вариант. Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Еще до начала работы надо оценить свои возможности в его выполнении. Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации.
«Если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, – воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой слова, мысли...»
В.А. Сухомлинский