Просмотр содержимого документа
«Роль нестандартных уроков в формировании универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения»
РОЛЬ НестандартныХ урокОВ В формированиИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ учащихся в процессе обучения
Е. Г. Сидорова, учитель математики
Бюджетное общеобразовательное учреждение «Соловьёвская средняя школа школа», БОУ «Соловьёвская СШ»
Аннотация: в статье обосновывается роль нестандартных уроков в формировании универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения.
Ключевые слова: нестандартные уроки, универсальные учебные действия.
Одной из главных задач современной школы является раскрытие способностей ученика. Важнейшим личности становится способность творчески и находить нестандартные , готовность обучаться в всей жизни. Поэтому задачей современного является формирование универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают умение учиться, к саморазвитию и самосовершенствованию. В с этим возникла изменения приоритетов в , изменения содержания, и методов работы. На проблемы массовая отреагировала так нестандартными уроками, главной целью и удержание интереса к труду,которые содействуют и развитию УУД учащихся.
По И. П. Подласова, «не урок — это учебное занятие, нетрадиционную (неустановленную) структуру» [1, c. 233]. Мне педагогов на уроки расходятся: как одни в них прогресс мысли, правильный в направлении школы, а наоборот, счита что такие являются опасным педагогических принципов. Несмотря на эти споры, в последние годы в учительской практике нетрадиционные формы уроков приобрели особую популярность, так как их цель оживить увлечь творчеством, обыденным.
Разработано много методических приемов к проведению различных занятий. Рассмотрим возможность формирования УУД на таком нестандартном уроке как игра-соревнование «Математическая перестрелка».
Данную игру можно считать «игровым повторением», имеющим мощное воздействие на развитие всех видов УУД: личностных – нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь своим товарищам; регулятивных – планирование действий и саморегуляция; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; познавательных – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; формулировать вопросы и структурировать ответы, включая умение выделять главное и второстепенное; коммуникативных – умение аргументировать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Вопросы для игры, которые будут главным ее содержанием, определяются заранее. Класс разбивается на чётное количество команд, лучше, если учащиеся команды одинаковы по знаниям. Каждому игроку команды даётся карточка с его личным номером. Вызывает интерес у детей и жеребьёвка, и таблица результатов, и судейская коллегия, в состав которой можно включить учащихся старших классов, учителей, родителей. Игра проводится на одном уроке или организуется несколько этапов-полуфиналов. Если класс разбит на четыре команды, то у игры будет два полуфинала и один финал. Игру по жребию начинает игрок №1 одной из команд. Он задаёт вопрос любому игроку из команды-соперницы. Если ответ на вопрос не требует размышления, то в течение 5-7 секунд должен быть дан чёткий, правильный ответ, записана формула; в противном случае ответ необходимо дать в течение 25-30 секунд. Засчитывается ответ жюри или судейской комиссией, которая при правильно выполненном задании поднимает зелёный флажок, при неправильно выполненном – красный. Если участник верно ответил на вопрос, то очередь задавать вопрос предоставляется ему. Если же участник не смог выполнить задание, он «выбывает» из игры на скамью штрафников, команда теряет очко (у «штрафника» есть шанс вернуться в команду после правильного выполнения «штрафного» задания). Игрок команды-соперницы отвечает на свой вопрос и имеет право задать новый вопрос другому игроку. Игра-полуфинал идёт определённое время – 10-15 минут. Выигрывает та команда, которая меньше потеряла игроков. Определяется и самый результативный игрок. Если учащиеся хорошо знают материал, то опрос-перестрелка идёт быстро.
Для учителя такие уроки, с одной стороны – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности и решить проблемы, с другой стороны – это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, а также осуществление планов.
Библиографический список
Подласый, И. П. Педагогика: новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 книгах. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. – 365 с.