СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль ППД в речевой активности неслышащих обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О роли предметно-практической деятельности в речевой активности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Роль ППД в речевой активности неслышащих обучающихся.»

Роль ППД в речевой активности неслышащих обучающихся.

Предметно-практическая деятельность (далее - ППД) - это специальный учебный предмет, введенный в курс подготовительного и 1-4 классов для решения развивающих, воспитательных, обучающих и коррекционных задач в коррекционных школах 1-го и 2-го вида.

ППД предполагает целенаправленное общее и речевое развитие неслышащих школьников, создающее основу для успешного овладения детьми учебным материалом.

Задачами ППД являются умение работать в коллективе, развитие разговорной и монологической речи в устной и письменной форме.

На уроках ППД школьники занимаются различными видами деятельности: лепкой, аппликацией, моделированием и конструированием, макетированием и др. В процессе изготовления изделий дети узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность. Словесная речь организует труд детей и является не только средством, но и целью обучения.

Формирование речевых умений, конкретного речевого материала, начатое на уроках ППД, продолжается на уроках развития речи, чтения и в процессе изучения других учебных дисциплин. В свою очередь, работа над речевым материалом уроков развития речи переходят на уроки ППД.

Эффективность и качество обучения обеспечивается четким соблюдением принципа связи ППД с речевым развитием детей, целенаправленной планомерной реализацией принципа коммуникации при обучении не только устной, но и письменной разговорной и монологической речи.

Требования к знаниям и умениям учащихся подготовительного и младшего отделений коррекционной школы постепенно усложняются: от элементарных умений выполнять поручения учителя, данные в устной и письменной форме, сообщать о выполненной работе в конце подготовительного этапа, до умения пользоваться устной и письменной разговорной речью в ходе коллективного изготовления изделий и использовать полученные навыки речевого общения на уроках по другим дисциплинам и во внеурочное время.

Уроки предметно-практической деятельности - одна из самых оригинальных и специфических организационных форм обучения языку в коммуникативно- деятельностной системе. Конечная цель этих уроков - вызвать потребность в словесной речи, целенаправленно ставя ребенка в условия коллективно-совместной предметно-практической деятельности, которая организуется с помощью речевой регуляции либо учителем, либо самими учениками.

Именно уроки ППД создают неслышащим детям наиболее благоприятные условия для овладения словесной речью, обеспечивая реализацию ведущего принципа данной системы - связи речевого развития с деятельностью. Условием формирования речевых умений становятся речевые ситуации, возникающие в специально организованной коллективной предметно-практической деятельности учащихся и обеспечивающие мотивированное употребление речевых конструкций. Формирование и развитие речевых умений происходит в естественных, мотивированных условиях, в результате чего дети начинают ощущать и осознавать значимость речевых контактов. В результате обучения у школьников формируются практические знания и умения - речевые, интеллектуальные, ручные.

На уроках достигается определенная последовательность усвоения содержательной стороны речи, которая может быть соотнесена с процессом развития детской речи в норме. Так, учащиеся сначала овладевают речью по подражанию, затем словообразованием по аналогии и, наконец, самостоятельным конструированием словесных форм речи. Наряду с этим ППД оказывает влияние на развитие лексико-грамматической стороны речи, развитие диалогической речи. В возникающих и специально создаваемых ситуациях происходит мотивированное узнавание и усвоение детьми новых слов и их значений, которые объясняются и уточняются в процессе деятельности с последующим их самостоятельным употреблением.

На уроках ППД закладываются основы усвоения школьниками связной речи в ее основной коммуникативной функции, что содействует аналогичной работе, продолжающейся на уроках русского языка. Начинается такое обучение с систематического оформления отчетов о выполненной работе. Овладение диалогической речью также происходит на этих уроках: дети легко усваивают такие формы как обращение к собеседнику, понимание и выполнение разных поручений, выражение просьб и пожеланий, сообщение о своей работе, вопросы и ответы на них.

Эти уроки содействуют развитию словесной памяти неслышащих детей, причем его особенность в том, что слова и фразы не заучиваются формально. Их непроизвольное запоминание обусловлено организацией уроков: новые слова и языковые конструкции запоминаются в результате многократного называния одних и тех же объектов и действий в процессе деятельности.

Изготавливая различные объекты, учащиеся знакомятся с их названиями, со словами, обозначающими качества объектов, их деталей и т.д., усваивают названия применяемых материалов и инструментов. Однако дело не в том, что благодаря предметно-практической деятельности расширяется словарный запас учащихся. Важно то, что каждое усваиваемое слово необходимо ребенку для общения с товарищами, с учителем. Без общения оказывается невозможным совместное изготовление предметов.

Содержанием разговора детей являются сообщения, просьбы, вопросы, связанные с подготовкой и осуществлением предметно-практической деятельности, высказывания о характере и порядке предстоящих операций. С целью развития речи учитель стимулирует общение детей, руководит его содержанием. Создавая детям определенные условия, в которых они вынуждены употреблять требуемое речевое высказывание, учитель подсказывает им нужное слово, словосочетание.

Особая роль труда в формировании слухоречевых и коммуникативных навыков подтверждена многолетними наблюдениями и реальными положительными результатами.