Роль учителя иностранного языка в формировании результатов личностного развития школьника посредством использования Интернет-ресурсов
Климина Людмила Викторовна,
учитель английского языка
МБОУ ОСШ №4, г.Ульяновск
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов, которая предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, включает достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Для того, чтобы построить такую систему, прежде всего нужно изменить инструментарий - формы и методы оценки. Приоритетными в диагностике становятся продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Оценка личностных результатов нацелена на измерение эффективности воспитательно-образовательной деятельности.
Какова роль учителя иностранного языка в данном процессе? Учитель иностранного языка знакомит учеников с миром зарубежных сверстников через фольклор, образцы художественной литературы и традиции носителей изучаемого языка, дает представление об особенностях образа жизни, культуры стран изучаемого языка. В процессе изучения иностранного языка ученик приходит к пониманию того, что он живёт в многоязычном и поликультурном сообществе. Уважение культуры других народов, развитие доверия и способности к пониманию других людей, других культур — именно на это нацелено изучение иностранного языка. На своих уроках учителю иностранного языка необходимо стремиться выбирать такие учебные материалы (страноведческие тексты, аудио- и видеоматериалы), которые воспитывают в подростке доброжелательность, отзывчивость, сопереживание другим, побуждают эстетические потребности и чувства. Например, при изучении темы, посвященной стране изучаемого языка, необходимо акцентировать внимание учащихся на достижениях и великих людях России; при работе с текстом об уникальной природе Австралии можно организовать беседу с учащимися о защите окружающей среды во всём мире. Для достижения планируемых результатов, обращая особое внимание на достижения личностных результатов, следует использовать практико-ориентированные задания, при выполнении которых школьники приобретают жизненный и социальный опыт (диалоги этикетного характера, ролевые игры, проблемные и творческие задания).
Особое значение в данном контексте приобретает использование ИКТ учителем иностранного языка для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. В переводе с латинского языка competentia – согласованность частей, соразмерность, сочетание. Коммуникативная компетенция – компетенция, описывающая качество и эффективность способности общаться одного человека с другими людьми.
Использование ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного школьника, его личностному росту, а также способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшает качество усвоения материала, позволяет индивидуализировать процесс обучения, помогает более эффективно использовать учебное время на уроке. Систематическое использование ИКТ постепенно дает каждому ученику инструмент для развития иноязычной коммуникативной компетенции.
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции происходит в формировании следующих составляющих:
- речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме; умение планировать своё речевое и неречевое поведение);
- дискурсивной компетенции (умение строить своё высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения);
- языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях);
- социокультурной компетенции (знания о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка);
- компенсаторной компетенции (умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации);
- учебно-познавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению ИЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания).
В век всемирной паутины нельзя преподавать английский язык, используя только классно-урочную систему и учебные пособия на печатной основе. Интернет даёт нам и нашим обучающимся огромные возможности для самосовершенствования. Цель учителя иностранного языка — научить ориентироваться в этом безграничном информационном пространстве. Английский язык, как и любой другой, выполняет коммуникативную функцию, поэтому как учебный предмет он является одновременно и целью, и средством обучения. В Интернете опубликовано несколько миллиардов мультимедийных файлов на английском языке, содержащих учебно-методическую и научную информацию.
При подготовке к уроку учителя английского языка имеют возможность использовать материалы различных отечественных и зарубежных сайтов.
На сайте Native English (http://www.native-english.ru/) можно найти все необходимое для того, чтобы изучать английский язык. Сайт разделен на две основные части: первая посвящена изучению теории английского языка, вторая - его практическому использованию. В теоретической части освещены фундаментальные знания о языке, а также то, как сделать изучение английского языка более эффективным. Здесь наиболее полно и доступно изложена грамматика английского языка, описан вопрос постановки правильного английского произношения, даны рекомендации по методикам изучения. В этом разделе вы также сможете скачать десяток интересных учебников, призванных помочь Вам освоить английский язык. Практическая часть направлена на закрепление полученных ранее знаний. Здесь можно улучшить практические навыки владения английским языком. Топики по английскому языку, анекдоты, устойчивые выражения и сленг, программы, тесты по английскому языку также широко представлены на этом сайте.
Сайт Study.ru (http://study.ru/ ) существует с 1997 года и с тех пор превратился в авторитетный ресурс по изучению английского языка в online-сегменте. Этот Интернет-ресурс можно рекомендовать для начинающих изучать иностранные языки (основные европейские языки). Он дает начальные знания, закрепляет базовые навыки во всех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо). В интерактивной форме позволяет совершенствовать лексические и грамматические навыки. Отдельная разработка ресурса – английский для детей (содержит задания в игровой форме).
Сайт InternetUrok (http://interneturok.ru/) является лидером российского рынка школьных видео уроков. На нем представлено более 4000 видео уроков, конспектов, тестов и тренажеров для успешного обучения разным предметам.
Применение новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям иностранного языка реализовать свои творческие педагогические идеи и обменяться опытом с коллегами. Обучающимся это дает возможность самостоятельно выбирать индивидуальный план обучения: последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач в зависимости от уровня владения языком, способы контроля и коррекции знаний.
Таким образом, реализуется основное требование современного образования – выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, стимулирование их личностного развития.