МАТЕМАТИКА
Даёт самому ребёнку, родителям и учителю понять, что у ребёнка должны формироваться не только математические знания, но и анализ, планирование и рефлексия.
Особенность системы - сама система, когда ребёнок, опираясь на последовательность, достигает цели.
Она состоит из четырёх основных частей, в каждую из которых включено по семь тематических подготовительных работ, и трёх вспомогательных, что даёт возможность учителю целенаправленно выявить трудности и проанализировать вместе с детьми «ошибкоопасные» места. Это будет способствовать как предупреждению ошибок, так и глубокому осмыслению каждой темы, включённой в ВПР. Каждая из этих групп подготовительных работ имеет разное назначение: от рефлексивной проверки работ в первой части, выполненных от имени вымышленных учеников, до составления собственного набора из семи аналогичных подготовительных работ в седьмой части.
Контроль и оценка – важнейшие УУД о которых идёт речь в вебинаре.
Функциональная грамотность (чтобы ребёнок научился применять в жизни те знания, которые он получил в школе).
ЧАСТЬ 1. Выявление у учеников способности к рефлексии, контролю и оценке. Дети в роли учителя проверяют задания, дают совет тем, кто не справился.
ЧАСТЬ 2 ориентирована на проверку способности ребёнка к самоконтролю и самооценке
ЧАСТЬ 3 направлена на проверку способности к самопроверке. Решают задания, потом сверяют их.
ЧАСТЬ 4 направлена на проверку способности к самооценке. Выбирают и выполняют те задания, которые могут помочь избавиться от ошибок.
ЧАСТЬ 5. Задания с разных лет. Дети отмечают задания, которые для них кажутся простыми, интересными и сложными.
ЧАСТЬ 6. Задания для тех, кто любит посложнее. (Подготовка к олимпиадам)
ЧАСТЬ 7. Составление детьми своих подготовительных работ (в группах, с родителями)
Проблемы:
Я узнала…
Советы:…
Важно – чтобы дети не боялись совершать ошибки.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Урок в РО
Урок – как часть системы РО, всё же обладает признаками этой системы
Урок – реализация конкретного учебного действия в рамках учебной деятельности.
Для достижения этой цели ставится ряд задач:
- Учитель должен сплотить класс, а ученики должны коллективно формулировать цели и искать способы их достижения. Предполагается, что преподаватель не даёт готовых знаний, а лишь отвечает на вопросы, появившиеся у школьников в процессе обсуждения проблемы.
- Педагоги должны уделять внимание формированию и развитию у ребят самооценки и самоконтроля.
- Между учителем и учениками должны складываться партнёрские отношения. Взрослый и ребёнок — равноправные участники учебного процесса.
Обучение организовано так, чтобы школьники смогли самостоятельно поставить задачу, предположить способы её решения, а затем критически оценить то, что получилось.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Как стоит подходить к проектированию урока, если речь идёт о развивающем обучении Эльконина-Давыдова?
ПРОБЛЕМЫ:…
НОВОЕ: Педагог должен не только владеть методическими приёмами системы, но и буквально мыслить её категориями.
СТРУКТУРА:
1. Урок начинается с установления межличностного контакта.
2. Включение ребёнка в конкретную предметную деятельность. Переживание успешности подтверждает значимость позиции ученика.
3. «Зацепка». Создание проблемной ситуации. Вы ход из неё – определение задачи.
4. Организация учебных действий по анализу проблемной ситуации. Выбор формы работы. Субъект-субъектные отношения.
5. Пауза перед решением, когда коллективные предложения заканчиваются, дети индивидуально должны подумать.
6. Нахождение нового способа решения задачи.
7. Развязка. Рефлексия.
Этапы работы учителя при работе на уроком:
1. Осознание цели деятельности, задач и ориентировка в условиях её протекания. Цель всегда направлена на результат. С чем, куда и зачем.
2. Планирование в соответствии с результатами. Продумывать разные направления, которые могут измениться в зависимости от ответов учеников.
3. Реализация намеченного. Корректно прерывать детей при их ответах; Не отходить от намеченного плана; Контролировать, насколько правильно действуют дети; Следить за работой в группах, возможно, корректировать
4. Осуществление самоконтроля, сопоставление результата с планом. Разобрать, что получилось, что изменить, правильно или нет подобраны формы работы.
Ссылки на литературу...
Итак, от старания учителя зависит эффективность обучения: как грамотно учитель построил предметное содержание, как умело организовал групповую работу, взаимодействие с учащимися в позиции «субъект-субъект».