СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль внеурочной деятельности в развитии и личностном росте обучающихся (с анализом занятости обучающихся из «группы риска»).

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль внеурочной деятельности в развитии и личностном росте обучающихся (с анализом занятости обучающихся из «группы риска»).»

Гуряева Е.Б.

Роль внеурочной деятельности

в развитии и личностном росте обучающихся

(с анализом занятости обучающихся из «группы риска»)


«В каждом ребенке есть солнце,

только дайте ему светить»

Сократ


Ребёнок, появляясь на свет, начинает проявлять себя как личность с самого первого дня. Сначала эти проявления носят сугубо инстинктивный характер. Многое зависит от того, в какой семье появился и растёт малыш. То есть, социум, а другими словами среда развития, оказывает особое влияние на формирование его как личности.

ЛИЧНОСТЬ – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности (определение из краткого словаря философских терминов).

Существует множество определений данного понятия. Если их объединить и упростить, то получится, что личность - это система морально-нравственных качеств человека, приобретенных им в процессе взаимодействия с социумом. То есть индивид не наделен ею с рождения, она формируется в процессе познания мира и общения с другими людьми. Личность - это качество, проявляющее себя в процессах деятельности, творчества, восприятия и общения. Она подразделяется на несколько составных частей - темперамент, характер, способности, а также когнитивно-познавательная, потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Характер - обобщенное понятие, включающее в себя весь спектр устойчивых психологических свойств личности. Способности - это свойства личности, обеспечивающие возможность выполнения различных видов деятельности.

Во все времена существовали такие проблемы, как личность и общество или государство и личность. Иногда между индивидуумом и социумом могут возникать конфликты. Их причины кроются в невозможности удовлетворения потребностей личности в общении, самореализации и деятельности в данной социальной структуре. Во избежание подобных конфликтов, государством выпускаются законы о защите прав людей. Таким образом, достигается комфортное существование личности как части государства и общества.

Если в социуме есть проблемы, среда не обеспечивает полноценного развития личности ребёнка и ему с малых лет приходится задумываться о простом выживании, то развитие затормаживается. Социальная среда в этом случае не обеспечивает его всестороннее развитие, а навязывает стереотипы поведения. И они не всегда положительные. Ребёнок с ранних лет может быть окружён нуждой, пьянством и другими примерами асоциальных явлений. В этой ситуации возможны два пути развития ещё неокрепшей личности. Во-первых, оно резко затормаживается или совсем останавливается, что влечёт в дальнейшем деградацию личности подростка. Либо, во втором случае, ребёнок в противодействие социальной среде, начинает поступать «вопреки».

Такие социальные институты, как образовательные учреждения должны очень внимательно отслеживать подобные асоциальные семьи, не оставлять ребёнка один на один с проблемой, которую ему не под силу решить. Такие дети и семьи должны находится постоянно под своего рода патронатом. И классного руководителя и социально-педагогической службы школы. Ребёнок должен чувствовать, что он не один.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Творческие способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они продукт развития.

Для того чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Во внеурочное время организуется работа по расширению и углублению знаний учащихся по учебным предметам, выстраивается деятельность детей таким образом, чтобы появлялась возможность расширения воспитательного воздействия и передачи полученных знаний в виде продукта творческой деятельности.

Содержание работы по организации внеурочной деятельности направлено на:

развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

создание условий для формирования интеллектуально - творческих способностей младших школьников; взаимодействие школы с семьёй.

Один из рычагов помощи включён у нас в учебный план. Это внеурочная деятельность. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Именно вовлечение детей в занятия в кружках и секциях позволяет им идти по пути развития своих, в том числе и неучебных умений и навыков. Это могут быть творческие способности, спортивные навыки, желание заниматься тем или иным видом спорта или искусства, науки или техники.

Ведь, что греха таить, в благополучных семьях родители уделяют много времени внеучебной занятости своих детей. Самостоятельно записывают, водят и даже возят их в различные кружки, секции, на вокал, на танцы или в художественную школу. А в тех семьях, где ситуация более тяжёлая, то есть родители заняты лишь собой и думают, что их задача максимум накормить детей (ну это в лучшем случае) дети начитают в определённом возрасте сами искать применение своим наклонностям. Если реализация этих стремлений прошла безуспешно, вся внеурочная занятость таких детей сводится к шатанию по микрорайону, к различным асоциальным, а впоследствии и противоправным действиям.

Задача школы это в том числе помощь детям в самоопределении. Ведь для таких детей участие в соревнованиях, конкурсах в рамках школьной команды подчас единственная отдушина, позволяющая почувствовать себя счастливым и нужным, возможность реализовать себя, свои положительные желания и наклонности. Это возможность повышения самооценки, т.е. и ступенька личностного роста и самоопределения в будущем.

Что касается подучётных детей в нашей школе, то в этом учебном году наблюдается отрицательная динамика роста их количества (по сравнению с прошлым учебным годом). Это не в коем случае не говорит о том, что педагогический коллектив, социально-педагогическая служба школы не работают в направлении профилактики. Отнюдь.

Все правонарушения, которые были совершены обучающимися во время нахождения ими в семье, то есть во внеурочное время. Дети чувствуют контроль и внимание со стороны педагогов школы, находясь в её стенах, ежеминутно, и не находят такого внимания в семье. Мы говорим о недопущении пропусков уроков и опозданий, проводим линейки и индивидуальные беседы. И дети, что может показаться парадоксальным, с нежеланием покидают стены школы, направляясь домой. Чаще всего этого можно отнести к асоциальным семьям. Именно от этих детей мы слышим: «А что дома делать? Дома неинтересно, скучно!» Дети подсознательно чувствуют в семье себя ненужными, поэтому возвращаются в школу и после уроков. И вот именно здесь важно определить их желания, направить, сориентировать. Участием ли в школьной команде по футболу, пением туристических песен под гитару, занятием в кружке или секции. Главное, не быть равнодушным, не упустить детскую душу в свободное плавание, Особенно, если она ещё не окрепла, как бы не харахорилась. Особенно, если она к нему просто не готова. «Мы в ответе за тех, кого приручили»