Школа – гимназия № 30
Ролевая игра
«МОЯ СЕМЬЯ»

Психолог: Мякушко Г.К.
Астана
Ролевая игра «МОЯ СЕМЬЯ»
Цели и задачи: установление позитивного взаимодействия в малой группе, осознание ролевых функций членов семьи, мотивация участников на социально значимые семейные ценности.
Материальное обеспечение: «семейная фотография»; атрибутика ролей; продуктовая корзина ; пуговица; реквизиты для игры; пазлы-натюрморт.
Содержание: Приветствие. Вводная часть. Давайте познакомимся: семейная фотография. Роль бабушки: кто быстрее пришьет пуговицу, вечерние сказки. Роль мамы: хранитель семейного очага, кормилица. Роль дедушки: игра с внуком (внучкой). Роль отца: комплименты. Роль ребенка. Гостеприимство: «Накрой сладкий стол». Завершение занятия: что такое семья? Прощание.
1.Приветствие
2.Объяснение правил игры
Сегодня мы с вами играем в игру «Моя семья». Учащиеся ранее разделены на 3 группы. У каждой семьи есть свой дом. У каждой семьи есть своя продуктовая корзина, куда мы будем складывать призы за выигрыш в каждом конкурсе.
3.Давайте познакомимся.
Каждая команда «Семья» подготовила самопрезентацию (небольшое стишок, либо песня).
4. РОЛЬ БАБУШКИ:
Скажите, пожалуйста, какую роль в семье играет бабушка?
Высказывания ребят и обсуждение роли бабушки в семье:
хранитель покоя и мира в семье, миротворец, утешитель, воспитатель, печет пироги, вкусно готовит, покупает продукты, занимается хозяйством, стирает, убирает, шьет, вяжет, учит внуков: как себя вести, как готовить, стирать и убираться, ухаживает за внуками, провожает их в школу, лечит, жалеет, ласкает, балует, рассказывает сказки, поет колыбельную песенку…
Вы совершенно правы, ребята:
Бабушка наша мудра и добра, мир и покой сохраняет она!
Самые вкусные плюшки печет, готовит, стирает, вяжет и шьет!
На ночь сказку нам расскажет, колыбельную споет!
А сейчас мы проверим, в какой семье бабушка лучшая рукодельница:
игра «Пришей пуговицу» (яркая пластиковая тарелка превращена в "пуговицу" - прожжены 2 отверстия, на каждой "пуговице" продеты и закреплены по длинному шнуру-шнурку 80-100 см с " иголкой" - шариковой ручкой без стрежня, нужно "на скорость" продевать "нитку с иголкой" в пуговицу, пока не закончится шнур)
Пока бабушки рукодельничают, семья вспоминает сказки, которые бабушка рассказывает перед сном! (Какая семья вспомнит больше сказок, в каждой семье выбрать "бухгалтера" - кто считает количество сказок)
5. РОЛЬ МАМЫ:
Какое первое слово произносит ребенок? Правильно: мама!
Мама – главное слово в жизни каждого человека. Как вы считаете, какую роль в
семье играет мама? (Высказывания ребят).
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.
Кто трусы ребятам шьет? Кто готовит и поет?
Мама кормит всю семью вкусно и питательно,
И продукты в магазине выбирает тщательно,
Нет семейного обеда без борща, котлет и хлеба.
Сейчас мы узнаем, в какой семье мама лучшая повариха!
Мамы вспоминают названия первого блюда на обед: супа!
Семья может помогать маме! Раз, два, три – начали!
Высказывания ребят: названия супов (предварительно в каждой семье выбрать "бухгалтера" - кто считает супы)
Супы и бульоны: борщ, борщ с фрикадельками, борщ украинский, ,борщ летний, борщ с грибами, щи из сежей капусты, щи из квашеной капусты, щи зеленые, щи летние, щи с фасолью, окрошка овощная окрошка мясная; свекольник, рассольник, харчо, солянка мясная, солянка рыбная, солянка грибная, суп овощной, суп грибной, суп картофельный, суп гороховый, суп куриный, суп-лапша, суп рисовый, суп рыбный, уха, суп с фрикадельками, суп с пельменями, суп с галушками, суп с сухариками, суп молочный: рисовый,; бульон куриный, бульон из дичи, бульон с гренками, бульон с клецками, бульон с яйцом, суп-пюре: из картофеля, из тыквы, из зеленого горошка, из грибов…
Молодцы! Мамы знают много супов и, наверное, вкусно их готовят!
6. РОЛЬ ДЕДУШКИ:
А какую же роль в семье играет дедушка?
Высказывания ребят, обсуждение роли дедушки: главный умелец, все в доме ремонтирует-чинит, самый мудрый, строгий, добрый, учит уму-разуму, занимается внуком, внучкой, водит на прогулку, на спортивные занятия, по ягоды-грибы, главный воспитатель и т.д.
Мудрый и строгий. Умелые руки.
Главное счастье для дедушки - внуки!
Дед хороший – просто клад
И мечта для всех внучат!
Вот мы сейчас и посмотрим, какой дедушка лучше умеет играть с внуками!
7. РОЛЬ ОТЦА:
Ребята, а какую роль в семье играет папа?
Высказывания ребят о роли отца в семье
Вы правы ребята, папа должен уметь все.
Папа – сильный и большой, смелый, добрый и простой!
Он заботой и трудом всю семью содержит, дом!
Он не курит и не пьет, жизнь здоровую ведет,
Он заботиться о детях, бережет свою семью,
И, конечно, очень любит милую жену свою!
Самое главное в семье, чтобы папа любил маму!
И умел показать свою любовь и заботой, и ласковым словом!
Сейчас папа начинает говорить маме ласковые слова, а вся семья помогает ему
Игра: комплименты маме ( "бухгалтер" считает очки)
8. РОЛЬ РЕБЕНКА
Семья без ребенка – не семья.
А зачем семье нужен ребенок?
Высказывания ребят.
Попрошу встать пап и мам. Сколько вас? А теперь попрошу встать детей. Сколько вас? Жили-были четыре человека, а после них на Земле осталось только два? А сколько детей должно быть в семье?
Высказывания ребят.
Изучим слово «семья» - СЕМЬ «Я»! Раньше считалось, что богатство семьи - это дети. Вот и считайте, сколько ребятишек нужно, чтобы было семь Я.
Что же такое семья, ребята? Высказывания ребят.
Конечно, семья – это наш дом, нам там уютно, тепло и безопасно.
В семье нас кормят, одевают, воспитывают, лечат, учат, а, главное – нас любят!
Просто любят нас - такими, какие мы есть.
9. ГОСТЕПРИИМСТВО
заготовлен раздаточный материал: (салфетки разрезаны на 12-14 пазлов) "натюрморт" - "накрывают" на стол угощение
Не красна изба углами, а красна пирогами!
Праздник придет – гостей приведет.
Гостю щей не жалей, а погуще влей!
Что есть в печи, все на стол мечи!
Гостеприимство очень важно для семьи!
Сейчас мы проверим, какая семья быстрее накроет сладкий стол для гостей.
Стол накрывает ребенок, члены семьи только советуют! Потом вся семья выстраивается в шеренгу, кланяется и говорит: «Добро пожаловать, дорогие гости!»
Только после этого определяем победителя нашей игры!
Прошу Машеньку и Ванечку взять задание. Начинаем! (возможна помощь дедушки или бабушки или младшего брата-сестры)
Сложить пазлы – накрыть на стол, пригласить гостей.
10. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
С каждой команды фотограф делает снимки «Семейную фотографию».
Мнения учащихся о ценностях семьи. ФОТО МОЖНО НАРИСОВАТЬ
Подведение итого. Результаты команд.
Прошу всех подойти ко мне. Сложили вместе руки.
Дорогие ребята! Я от всего сердца желаю вам создать именно такие любящие и теплые семьи в будущем. Спасибо вам всем за вашу замечательную игру.