«Имею право, но обязан…»
6-ой класс
Цель:
- воспитание правовой грамотности учащихся.
Задачи:
- научить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя»;
- формировать коммуникативные умения школьников.
Планируемые результаты:
- предметные: помочь учащимся осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
- метапредметные: развивать умение называть свои права и анализировать поступки других; выполняя задания, уметь работать в группе.
- личностные: воспитывать уважение к другим людям.
.
Ход игры:
Учитель:
Сегодня вы участники ролевой игры. Представьте себе, вы первооткрыватели новой страны, куда не ступала нога человека, и где нет никаких законов и правил. Вы, члены каждой группы, считаете себя первыми поселенцами на этой новой земле. Кто займет, какое социальное положение – неизвестно. В каждой группе должен быть лидер. Он поведет за собой и организует работу в вашей стране. Придумайте название своей страны (домашнее задание). Объясните ваш выбор.
Задание: Так как ваша страна демократическая, то каждый член группы должен самостоятельно выбрать три права, которые, по его мнению, должны быть гарантированы человеку в этой стране.
Далее вы проводите групповую работу, обсуждаете выбранные участниками права и отбираете десять прав, являющихся, по общему мнению, наиболее важными. Вывешиваем на доску и обсуждаем, отвечая на вопросы.
(Составление всем классом общего списка прав. Весь класс участвует в составлении контрольного списка, куда должны войти все права, перечисленные группами. Естественно, что многие права у разных групп будут повторяться. Отмечайте их в контрольном списке галочкой столько раз, сколько раз их называют группы.)
Вопросы для обсуждения:
«Изменились ли в ходе выполнения задания ваши представления о том, какие права являются наиболее важными?»,
«Какой станет жизнь, если исключить некоторые из этих прав?»,
«Есть ли какие-либо права, которыми вы хотели бы дополнить список?»,
«С какой целью мы составили этот список?»
Учитель:
Что же получается «Я имею право, но и каждый из вас имеет те же права, то есть я не одна имею это право. Могу ли я абсолютно свободно осуществлять мое право?».
На этот вопрос ответим после обсуждения конфликтной ситуации.
Сцена конфликтной ситуации.
Пляж. Знойный день. Отдыхающих много. Среди них есть и молодые, и пожилые люди. Костя пришел с друзьями позагорать и просто классно оттянуться. Он принес свой новенький телефон и поставил любимую песню, включив на полную громкость. Дремавший неподалеку старичок, конечно, проснулся и начал возмущаться «распущенностью молодежи, которая совершенно не уважает окружающих». Конфликт разгорается, одни встают на сторону Кости, — он имеет право отдыхать, как ему хочется, другие - на сторону старичка.
Учитель:
Вы эту ситуацию наблюдали как зрители, как граждане своей страны со стороны.
Как вы думаете, кто прав?
Как бы вы разрешили эту ситуацию?
Можем ли мы, несмотря ни на что, осуществлять свои права?
В ходе обсуждения, к какому выводу вы пришли?
Вывод: один из основных принципов, заложенных в Декларации это: «Свобода одного человека ограничена свободой других людей».
Учитель:
А что такое свобода? Как вы это понимаете?
СВОБОДА – это…
возможность делать все, что хочешь;
независимость от кого-то:
отсутствие стеснения, ограничений;
возможность выбора;
право делать все, что не вредит другим.
Учитель:
Итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права. Подумайте и ответьте, чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:
1) запрет курить в общественных местах
2) запрет пропускать занятия без уважительных причин.
3) запрет кататься по перилам
4) запрет играть на проезжей части дороги.
Учитель:
Исходя из данного принципа, можно сделать вывод о том, что оборотной стороной любого права является что?
ОБЯЗАННОСТЬ.
Как вы понимаете, что такое обязанность?
Задание: Вы, ребята, на листе напишите обязанности для граждан вашей страны. На работу дается 4 минуты.
После выполнения работы ребята зачитают свои варианты.
Учитель:
К какому выводу вы пришли?
ВЫВОД: обязанности человека, возникающие в связи с реализацией какого- либо конкретного права человека, связаны в первую очередь с границей прав и свобод других людей.
- Скажите, какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашей страны?
Сценки из школьной жизни
(Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку импровизированно).
Командир:
- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Вася:
- Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.
Ваня:
-Вика , я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!
Вика:
- Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!
Мария Степановна:
Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!
Ваня:
-Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Первоклассник (обращаясь к «учителю»):
- Меня обидел ваш ученик, вот этот.
Учитель:
Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).
Учитель:
А теперь, ребята, вы должны права, свободы и обязанности записать в законодательном акте. Как он будет называться в вашей стране?
Ответ: «Конституция»
Учитель:
А теперь выберите делегацию в количестве 2-х человек для работы на международном саммите.
Совместно вы должны выработать документы международного характера по правам и свободам человека.
Ответ: «Декларация прав человека»
«Конвенция по правам ребенка»
Учитель:
- Какие праздники, связанные с правами человек, вы введете в своей стране?
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
1 июня – Международный день защиты детей.
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии.
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.
10 декабря – День прав человека.
12 декабря – День Конституции.
Рефлексия.
Учитель:
Молодцы! Хорошо поработали на уроке. А теперь бы хотелось услышать от вас, что вы узнали нового.
Сегодня на уроке я узнал (а) …