СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рождественские чтения сценарий

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценария открытого мероприятия "Рождественские чтения". Тема 2025 г. : 80 лет Великой Победы.

Ученики выступали со своими докладами и презентациями, Среди гостей присутствовали родители,учителя,священник.

Просмотр содержимого документа
«Рождественские чтения сценарий»

Сценарий Рождественские чтения 2025 год. Автор сценария : Учитель истории Долгалева Т.А. г.Долгопрудный, гимназия 13.

80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»



Ведущий.

Международные Рождественские образовательные чтения – крупнейший церковно-общественный форум, уникальное по значимости явление в сфере образования, культуры, социального служения, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания и других значимых направлений церковной и общественной жизни.

Начиная с 2002 года, каждые Чтения получают и свое название, отражающее их основную тематику. Председатель Рождественских Чтений – Святейший Патриарх Кирилл.

По постановлению Святейшего Синода XXXIII Международные Рождественские образовательные чтения в 2025 Провести: на тему «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»



В начале нашего мероприятия хочу дать слово Клирику храма Георгия Победоносца г.Долгопрудный , священнику Алексию Куприянову.

Говорит батюшка.

Сегодня у нас самый подходящий момент поздравить учащихся нашей гимназии с призовыми местами в олимпиадах по Основам Православной культуры и Дховного Краеведения Подмосковьяи вручить им грамоты.

Награждение

Позвольте отец Алексий поблагодарить Вас за вклад в укрепление церковно-государственных отношений в сфере образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи гимназии 13.

Ведущий

Дорогие гости, ученики, Сегодня мы будем говорить о роли Русской Православной Церкви в Победе в Великой Отечественной войне

Включаем видео с песней На всю оставшуюся жизнь.

Вопрос о роли Русской Православной Церкви в Победе в Великой Отечественной войне рассматривается в исторической науке с двух основных позиций. Первая утверждает, что Церковь накануне войны была практически разгромлена как организация, и реального влияния на сопротивление врагу оказать не могла. Следовательно, ее участие в борьбе с фашизмом сводилось либо к обращениям к верующим с призывами встать на «защиту священных рубежей Отечества», либо к сбору пожертвований, что, действительно, имело место быть (всего за годы войны поступления от духовенства и верующих в Фонд обороны составило более 300 млн. руб., что было эквивалентно выпуску примерно 1500 танков).

Вторая точка зрения утверждает, что большинство населения СССР, несмотря на все усилия атеистической пропаганды, продолжало оставаться верующим (что подтверждают данные переписи 1937 г.), следовательно, даже не смотря на отступление от церковных заповедей, люди продолжали быть частью Церкви как духовной сакральной организации. И именно они и спасли свое Отечество от нацистов

Для понимания роли Церкви и верующих в Победе необходимо осознавать, что православное мировоззрение исходит из того, что любая война происходит по воле, или попущению Божию, чтобы через нее привести к покаянию потерявших живую деятельную веру людей. , чтобы хоть в сем великом бедствии люди могли прийти в чувство и обратиться от путей своих лукавых/

А состояние советского общества накануне Великой Отечественной войны было таково, что только через глобальные потрясения, такие как война, можно было надеяться, чтобы хотя бы некоторые из крещеных людей вспомнили о Боге, чтобы власть изменила свою политику в отношении Церкви. Ведь перед 1941 г. церковная организация стояла на грани уничтожения. В РСФСР продолжали действовать не более 100 храмов, репрессиям подверглись полмиллиона священнослужителей, из них 426 – архиереев, были уничтожены 200 тыс. священников и 247 епископов, к 1941 г. на свободе оставалось только четыре митрополита, сотни тысяч верующих томились в лагерях и преследовались за веру [18, с. 126]. При этом согласно засекреченной переписи 1937 г. 60 % советских граждан: 2/3 сельских жителей и 1/3 горожан, продолжали считать себя верующими, и открыто заявляли об этом [15, с. 105]. Вот почему, согласно православному мировоззрению, Господь послал войну 22 июня – в День всех святых, в Земле Российской просиявших, по молитвам которых забывшим о Боге людям был дан шанс изменить свою жизнь. И Церковь достойно проявила себя в годы войны, став духовной опорой для всех нуждающихся в ней.

Показать видео ролик. »Пасха на войне»

как Церковь должна помогать Родине? Какие она должна принимать меры, чтобы помочь армии разгромить ненавистного фашистского врага?.. 

Общеизвестно, что Церковь с первых же дней войны включилась в общее дело приближения Победы. На деньги верующих были построены танковая колонна им. Дмитрия Донского и эскадрилья им. Александра Невского, осуществлялся сбор пожертвований, простые бабушки вязали носки и варежки. Храмы были полны молящимися, духовенство неустанно служило, исповедовало, причащало, поддерживало страждущих словом и делом. Известны массовые случаи связи священников с партизанским движением на оккупированных территориях/

Священники были со своим народом и во время блокады Ленинграда. Символами духовного сопротивления стали старец Серафим Вырицкий, который, будучи совсем немощным стариком, молился на коленях на камне о даровании Победы. Архиепископ-хирург Лука (Войно-Ясенецкий) совершал операции в Красноярском эвакогоспитале, отказываясь снимать архиерейское облачение и молясь перед висящими в операционной иконами. Митрополит Николай (Ярушевич), служивший под Сталинградом, на противоположном берегу Волги, молебен перед Казанской иконой Матери Божией. Блаженная Матрона Московская, находившая слова утешения и духовной поддержки для огромного количества обращающихся к ней за молитвенной помощью людей. Архимандрит Александр (Вишняков), крестивший и поддерживающий евреев в Киеве и за это заживо сожженный на кресте в Бабьем Яру. Людиновский протоиерей Викторин Зарецкий, оказывавший всестороннюю помощь партизанам-подпольщикам и за это (посмертно) награжденный Президентом России В.В. Путиным медалью «За отвагу». Фронтовиками были будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), митрополит Нижегородский Николай (Кутепов), архиепископ Ярославский Михей (Хархаров). На фронте веру обрели будущий наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов) и духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов).

Выступает Купцова Анна, ученица 10 а.

Ныне широкую известность приобрела фраза: «В окопах атеистов нет». Маршал Советского Союза Д.Т. Язов выразился более точно: «Войну выиграли безбожники, но с Божьей помощью».

Православная Церковь всегда призывала вставать на защиту Отечества и веры. Христиане знают, что если они погибают на поле брани «за други своя», то становятся мучениками и с них омываются грехи. А, следовательно, есть шанс попасть в рай. Вот и получается, что то, что в глазах людей является безусловной трагедией, в глазах Божиих, становится искуплением и омытием грехов, которых у отошедших от Бога крещеных людей было очень много.

Отметим, что до начала Второй мировой войны сотни священнослужителей отбывали наказание в тюрьмах и лагерях. Те, кому удалось вернуться к 1941 году, были призваны в армию. Священнослужителей не раз награждали за военные подвиги.

Так, медали «Партизану Отечественной войны II степени» был удостоен Георгиевский кавалер Первой мировой войны, священник псковского села Хохловы Горки Порховского района Федор Пузанов. В годы войны он был разведчиком советской партизанской бригады. Ему, как священнику сельского прихода, оккупанты давали относительную свободу передвижения. Пользуясь этим, Федор Пузанов снабжал партизан хлебом и одеждой, сообщал данные о передвижениях немцев. А в январе 1944 года он, рискуя жизнью, предотвратил угон в немецкий плен односельчан.

И многие воины после окончания войны связали свою жизнь с Православной церковью, закончили семинарию и были рукоположены в священики.

Выступает Лабазнова София.9 г класс



Еще об одном подвиге служения отечеству и Богу расскажут ученики 6 ж класса. Мамонтов Леонтий и Сокольницкий Владимир

.



Ведущий

Нужно ли говорить о войне детям... Надо ли это? Может быть стоит беречь детей от таких тяжелых впечатлений (а впечатления будут тяжелыми, потому что война — это прежде всего боль, ужас, трагедия)? Но если мы действительно христиане и хотим привить детям христианское отношение и к нашему настоящему, и к прошлому — говорить о войне придется неизбежно. Причем в первую очередь — именно о Великой Отечественной войне, память о которой так сильна. Об этой войне написано множество книг, снято множество фильмов, сочинено множество песен и стихов...

Стихи о войне как правило нельзя в прямом смысле слова назвать христианскими. Если смотреть на мировоззрение их авторов (в основном это поколение фронтовиков или детей войны) — то чаще всего они, советские люди, христианами себя не позиционировали, да и в точном смысле слова верующими не были. Но, если родители не просто прочтут детям эти стихи, а будут с ними их обсуждать, то мгновенно возникнет почва для серьезных, глубоких разговоров о вере, о Боге, о христианском понимании истории. Поэзия воздействуюет в первую очередь на эмоции, на переживания, и для детей это пока актуальнее, чем, например, исторический анализ событий.

Пускай с первого раза они считают не все смыслы — но все равно уловят главное. А хорошие стихи — они всегда на вырост, их время от времени стоит перечитывать, и тогда они начинают сверкать новыми, ранее незамеченными гранями.

Фрида Вигдорова
«Я знаю, будет мир опять...» читает Мельникова Арина, ученица 10б класса.

Я знаю, будет мир опять
И радость непременно будет.
Научатся спокойно спать
Все это видевшие люди.
Мы тоже были в их числе
И я скажу тебе наверно,
Когда ты станешь повзрослей,
Что значит тьма ночей пещерных.
Что значит в неурочный час
Проснуться в грохоте и вое,
Когда надвинется, рыча,
Свирепое и неживое,
И в приступе такой тоски,
Что за полвека не осилишь,
Еще не вытянув руке,
Коснуться чудищ и страшилищ:
Опять, опять ревут гудки,
Опять зенитки всполошились.
И в этот допотопный мрак
Под звон и вопли стекол ломких
Сбежать, закутав кое-как
Навзрыд кричащего ребенка.
Все, как на грех, перемешать,
И к волку приплести сороку,
И этот вздор, едва дыша,
Шептать в заплаканную щеку.
Но в дорассветной тишине
Между раскатами орудий
На миг приходит к нам во сне
Все то, что непременно будет:
Над нашим городом опять
Рубиновые звезды светят,
И привыкают мирно спать
Сиреной пуганные дети.

Комментарий: Это стихи из романа «Черниговка», завершающего трилогию «Дорога в жизнь». По сюжету, листок с этим написанным от руки стихотворением находят в кармане платьица двухлетней девочки (эшелон их попал под бомбежку, мать погибла, а девочка оказалась в детском доме, в сибирском городке). Стихотворение это напечатали в газете, и вскоре пришло письмо с фронта от отца девочки: он узнал стихи своей жены. Так благодаря стихам матери девочка не осталась полной сиротой.



Завершение

80 лет Великой Победы празднует наша страна в 2025 году. Хотя казалось бы это светский праздник, но это торжество, это почитание подвига, Богом установленного, к которому призван каждый христианин и любой сознательный гражданин общества , страны,народа. Этот подвиг назван святым ,потому что он берет свое начало от Евангельского Слова Христа « Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». ( Ин 15:13). Испокон веков сотни , тысячи , миллионы воинов шли и исполняли свой долг.

А дело наше и наших потомков помнить и чтить наших героев!

Звучит реквием Рождественский и минута молчания.

Ведущий.

Благодарим всех выступающих, и гостей нашего мероприятия.

Тема сегодняшнего мероприятия не предполагает веселья, но ведь впереди нас ждет радостный праздник Рождества Христова. Поэтому по нашей традиции приглашаю всех гостей к нашей елочке. Она украшена рождественскими звездочками, на которых для каждого из вас есть мудрые цитаты святых отцов, каждый может взять звезду с собой, домой. Ну и конечно сладкое украшение, также для вас на елочке!